Две страны арабского мира всегда занимали в нем особое положение – это Сирия, которую принято было называть его «сердцем» и Египет – «голова» или «мозг». Что случилось с сердцем, всем, в общем, известно – ржавым ножом оно разрезано на части и практически перестало существовать. Уже четыре года там не прекращается кровавая гражданская война, в которой побеждает самая темная сила современности – Исламское государство (оно же – халифат). Но сейчас, исламистам, похоже, этого стало недостаточно. Новый удар обрушился на голову арабского мира.
Особое положение Египта объясняется не только тем, что это самая населенная арабская страна (более 80 миллионов человек). Помимо этого, в ней сконцентрирована интеллектуальная, творческая и, отчасти, религиозная активность: подавляющее большинство книг, фильмов, телепередач и сериалов, научных статей, выходящих на арабском языке – египетские. Кроме того, в Каире расположен всемирно известный, исключительно авторитетный религиозный университет Аль-Азхар, который на протяжении веков задавал тон всей мусульманской теологии, готовя имамов, улемов и проповедников для всего мира.
Одним из следствий последнего пункта стало и крайне противоречивое явление. Политический ислам в крайних его проявлениях появился в начале XX века тоже в Египте. Главным лозунгом группировки «Братья-мусульмане», отвергающей демократию, коммунизм и фашизм, стал «Аль-Ислям – хуэ аль-халь», то есть «Ислам – это решение». Решение всех проблем. Собственно, это движение и стало духовным отцом, дедом и даже прадедом подавляющего большинства ныне действующих исламистских группировок, включая «Аль-Каиду» и Исламское государство.
Что важно, в Египте эта группировка, несмотря на чудовищное давление со стороны всех последующих режимов, не только сумела сохранить свое влияние, но и преумножила его. На единственных в истории страны демократических выборах президента в 2012 году победил Мухаммед Мурси – один из лидеров этого движения. Спустя год он был свергнут военной хунтой, и сейчас дожидается смертного приговора, вынесенного ему по заказу нового президента – Абдель-Фаттаха аль-Сиси, который при Мурси был назначен на пост министра обороны страны.
Аль-Сиси, придя к власти, устроил беспрецедентно масштабную охоту на сторонников и активистов «Братьев-мусульман», пересажав тысячи людей и отправив на эшафот еще сотни. Деятельность группировки запрещена, однако в реальности она никуда не исчезла: для этого президенту пришлось перестрелять и повесить как минимум половину населения страны. Более того, ушедшие в подполье «братья» объявили режим незаконным и поклялись смести его во что бы то ни стало. Сказать, что они стали намного более радикальными, чем прежде, – это не сказать ничего. Страна поистине стала лучшим из черноземов для желающих вырастить урожай экстремистов, боевиков и шахидов всех мастей и калибров. Разумеется, такое «сокровище» долго не могло оставаться без внимания со стороны заинтересованных лиц.
Согласно условиям мирного договора, заключенного после войны Судного дня 1973 года, Синайский полуостров, расположенный между Израилем и континентальной частью Египта, объявлялся демилитаризованной зоной. Египтяне имели право оставить там лишь крайне незначительный воинский контингент и полицейские силы. Благодаря этому полуостров, покрытый дикими горами и безлюдными пустынями, стал идеальным местом для жизни и деятельности исламских экстремистов со всего мира, которые могли не опасаться лишнего внимания со стороны военных и полиции.
Долгое время они ограничивали свои действия лишь сравнительно небольшими терактами и нападениями. Но с расцветом в Сирии и Ираке Исламского государства и почти одновременно начавшимися гонениями Аль-Сиси на «братьев» все резко поменялось.
Разрозненные группировки, действовавшие на Синае, в 2014 году объединились в одну. Присягнув на верность халифу Ибрагиму (Абу Бакру аль-Багдади), они приняли название Синайская мухафаза (провинция) халифата, от имени которой и стали действовать. Их нападения и диверсии приобрели столь серьезный масштаб, что Израиль официально разрешил Каиру ввести на полуостров бронетехнику, дополнительные армейские подразделения и использовать в небе над ним авиацию. Однако на этот момент было уже поздно. Халифат прочно пустил корни и перешел в наступление.
Сокрушительный удар был нанесен утром 1 июля на северо-востоке Синайского полуострова – у границы с сектором Газа и Израилем. Полтора десятка армейский постов, полицейских участков и офицерский клуб в городе Шейх Зувейд подверглись одновременному нападению с использованием стрелкового оружия, гранатометов и террористов-смертников, управлявших начиненных взрывчаткой автомобилями.
Полная неосведомленность египетской армии и полиции о готовящемся нападении, его внезапность и поразительная координация привели к тому, что у военных началась паника. Линии связи были нарушены, подкреплений было ждать неоткуда (отбивались все одновременно), сказался и Рамадан, во время которого соблюдающие пост мусульмане обычно лишены сил и энергии. Боевикам удалось убить не менее сотни силовиков, угнать несколько танков и бронемашин, захватить неустановленное пока число пленных и взять под свой фактический контроль Шейх Зувейд. Более того, они тут же заминировали все въезды и выезды из города, заняли позиции на крышах и балконах домов, в одночасье превратив 60-тысячный город в настоящий укрепрайон.
Бой за него не прекращался до поздней ночи, затихнув лишь с наступлением полной темноты. После этого официальные египетские СМИ объявили об установлении стопроцентного контроля над Шейх Зувейдом, однако из независимых источников эта информация не подтверждена. Вполне возможно, что боевики до сих пор держат его под своим контролем: во всяком случае, взрывы там не стихают, а авиация продолжает бомбить его окраины. Все это может указывать на то, что египтяне несколько поторопились, провозглашая победу, тем более, что ранее их нередко на этом ловили.
О том, что «стопроцентный контроль» является некоторым преувеличением, свидетельствуют и действия соседей: движение ХАМАС, контролирующее сектор Газа, переместило к границе с Египтом все имеющиеся в распоряжении резервы, а Израиль вовсе перекрыл границу, начал воздушное ее патрулирование и предупредил жителей приграничных селений о высокой степени угрозы нападения. Поскольку телефоны и интернет на севере Синая по-прежнему едва работают, достоверной информации об обстановке там пока нет.
Дело в том, что действия египетских властей по борьбе с «Братьями-мусульманами» настоятельно подталкивают последних к координации действий с Исламским государством. Такой альянс был бы вполне логичным, поскольку они прекрасно дополнили бы друг друга. У братьев есть неограниченные людские ресурсы, у ИГ – горы оружия и денег. Цель у обоих одна: установление в Египте исламского правления, которое, как было сказано выше, «решение всех проблем». Более того, уже сейчас в израильской прессе высказываются предположения, что такой союз уже работает, поскольку без разветвленной сети информаторов и сторонников ИГ не мог был осуществить свое нападение с такой степенью эффективности. У «братьев» же такая сеть имеется.
Надо сказать, что перспективы оформления сотрудничества между двумя группировками вызывают, мягко говоря, озабоченность. Миллионы «братьев» под управлением боевиков ИГ, закаленных в боях на просторах Сирии и Ирака, вооруженных и обученных халифатом, вполне смогут противостоять египетской армии. Ситуация осложняется еще и тем, что «братья» занимаются активной инфильтрацией своих людей в египетскую армию, у них там огромное количество шпионов на всех уровнях.
Еще один немаловажный фактор, способный сыграть на руку исламистам – это события в соседнем секторе Газа, где халифат практически объявил ультиматум движению ХАМАС: либо правящая в секторе группировка присягает на верность халифу, либо будет сметена. Судя по всему, соответствующие ресурсы у ИГ в Газе есть, иначе они не стали бы выступать со столь громкими заявлениями в адрес ХАМАСа, который и сам не отличается повышенным гуманизмом.
Египет оказался в очень непростой ситуации. Сейчас, безусловно, об этом говорить пока рано, но угроза повторения там сирийского сценария стала высока, как никогда. У исламистов для реванша есть оружие, мотивация, деньги, люди. И главное – решимость достичь своих целей.
Кроме того, под боком находится объект имманентной ненависти всех исламистов мира – Израиль, который они не теряют надежды проучить за все прошлые поражения и унижения. Арабский мир, лишившись «сердца»-Сирии, породил на свет Исламское государство. Потеря «головы»- Египта способна толкнуть его на новую войну с еврейским государством, последствия которой предсказать сейчас невозможно.
Мировому сообществу стоило бы обратить очень пристальное внимание на то, что сейчас происходит в Каире и на Синайском полуострове, пока не стало слишком поздно.