В конце апреля премьер-министр Арсений Яценюк сделал очередной выпад в адрес Дмитрия Фирташа. На заседании правительства премьер заявил об открытии уголовного производства за растрату государственного имущества. против должностных лиц Нафтогаза и группы Ostchem , принадлежащей Фирташу.
Следствие подозревает их в нанесение убытков государству в размере 5,7 млрд гривен. В этот же день Шевченковский районный суд Киева в рамках дела арестовал почти 500 млн куб. м природного газа, принадлежащего химическим предприятиям Фирташа. Это последние объемы топлива, которые бизнесмен хранит в украинских хранилищах, хотя еще полтора года назад запасы Ostchem в ПХГ достигали 6 млрд кубометров.
Сложность ситуации в том, что Ostchem еще в 2013 году передал все объемы газа в залог Газпромбанку по кредиту на $850 млн. Сейчас компании Фирташа остались без газа, но с кредитом. Если группа не не сумеет погасить займ, российский банк может претендовать на 4 химических завода Ostchem.
ЛІГАБізнесІнформ разобралась, куда подевался газ Фирташа из ПХГ и сколько должны компании олигарха Газпромбанку.
Газовая сказка
Еще полтора года назад Дмитрий Фирташ был крупнейшим газовым трейдером в Украине. Предприятия, входящие в группу Ostchem , ежемесячно импортировали из России около 500 млн кубометров газа, а в украинских ПХГ на начало 2014 года хранилось 6 млрд кубометров, принадлежащих Ostchem.
Сейчас у Фирташа практически не осталось собственного газа в хранилищах. 29 апреля Печерский районный суд Киева арестовал за долги 499 млн куб м природного газа, принадлежащего четырем химическим предприятиям Фирташа. «Это единственные объемы в ПХГ, которые принадлежат Ostchem, — рассказал ЛІГАБізнесІнформ один из высокопоставленных чиновников в Минэнерго.
Фирташу удалось накопить газ в украинских хранилищах осенью 2013 года за счет ценовых преференций со стороны Газпрома. В тот период Нафтогаз испытывал нехватку оборотных средств и отказался от закачки газа в ПХГ за свой счет.
Чтобы не сорвать поставки своего газа в Европу в зимний период, Газпром решил поставить 5 млрд кубометров газа в адрес Ostchem по заниженной цене — $260/тыс кубометров. К примеру, для Нафтогаза стоимость российского топлива в то время превышала $400/тыс кубометров.
Купить такой объем газа в сжатые сроки Ostchem смог только за счет кредитных средств Газпромбанка. 25 октября 2013 кипрская Ostchem Holding Limited подписала кредитный договор с банком на $850 млн. Тогда же Черкасский Азот, Северодонецкое объединение Азот, концерн Стирол и РивнеАзот, принадлежащие Ostchem, заключили с Газпромбанком договор по которому передали в обеспечение кредита 5,7 млрд кубометров собственного газа в залог банку.
Для Газпромбанка договор залога — стандартная процедура. Согласно отчетности финучреждения около 90% его кредитов обеспечены залоговым имуществом. Но с Фирташем получилось все сложнее.
Залог без залога
На привлеченные у Газпромбанка средства Ostchem приобрел у Газпрома порядка 5 млрд кубометров, накопив на ноябрь 2013 года в ПХГ около 6,3 млрд. Компании Фирташа продолжали импортировать газа в Украину и олиграх мог не беспокоиться из-за этого долга.
Но после революции в Украине ситуация поменялась. Компании бизнесмена были исключены из схем поставок газа в Украину. В итоге газ, переданный в залог Газпромбанку, Фирташ израсходовал для нужд собственных заводов.
По данным Минэнерго, которыми располагает ЛІГАБізнесІнформ, в прошлом году из ресурса Ostchem в хранилищах для нужд азотных предприятий было поставлено около 3 млрд кубометров, а за первый квартал 2015 года — еще 1,1 млрд (без учета поставок в адрес Крымского Титана).
«На сегодня газа предприятий Ostchem в хранилищах практически нет, — рассказал ЛІГАБізнесІнформ один из высокопоставленных чиновников в Минэнерго. — Большая часть газа зачислена в счет погашения долгов азотных предприятий».
Для Ostchem ситуация стала критической в конце прошлого года. Газпромбанк 15 декабря объявил кредит компании и начисленные по нему проценты срочными к погашению. Банк пригрозил, что обратит взыскание на предоставленное структурами Фирташа обеспечение — залог 5,679 млрд кубометров газа в подземных хранилищах. Уже тогда у Фирташа не было ПХГ даже половины от этого объема газа.
Несмотря на это, 31 декабря прошлого года Газпромбанк и Ostchem объявили об урегулировании вопроса долга. Деталей переговоров стороны не раскрывают.
5 мая Ривне Азот опубликовал годовую отчетность, в которой говорится, что все четыре химических завода Фирташа взяли на себя финансовые обязательства перед Газпромбанком на $850 млн. Проще говоря, Черкасский Азот, Северодонецкое объединение Азот, концерн Стирол и РивнеАзот стали поручителями по кредиту Ostchem перед Газпромбанком.
По состоянию на 1 января 2015 обязательства Ривнеазота по поручительству составляют $234 млн, черкасского Азота — $148 млн, остальные $470 млн распределены между Стиролом и Северодонецким Азотом. «Обязательства заводов перед Газпромбанком является солидарным», — объяснил ЛІГАБізнесІнформ топ-менеджер одного из азотных предприятий Ostchem.
Что это значит? В случае если Ostchem не сможет выполнить своих обязательств перед Газпромбанком, то выплачивать кредит придется азотным предприятиям Фирташа. Для них это не простое упражнение — совокупный убыток которых по итогам прошлого года составил 35,7 млрд гривен.
Если компании Фирташа не смогут рассчитаться, Газпромбанк вполне может претендовать на активы бизнесмена в Украине.
«Банк в первую очередь должен требовать то имущество, которое является предметом залога, а так как его фактичесски не существует, то можно требовать взыскание от сторон-поручителей, — говорит управляющий партнер фирмы «Грищенко, Пронин и Партнеры» Евгений Пронин. — Сначала путем переговоров, потом в судебном порядке».
По материалам: Лига.Новости