Васильев vs Нусенкис. Победителей нет

111218abБывший директор донецкой шахты «Ждановская» Виктор Нусенкис по итогам 2013 года покинет список богатейших людей России. Длительное время ему удавалось параллельно развивать свой угольный бизнес на Кузбассе и на Донбассе. Причем довольно успешно. Но вот, кажется, эпоха многовекторности закончилась не только в политике, но и в экономике. Избавиться от российских активов владельцу группы «Донецксталь» пришлось «благодаря» теперь уже бывшему многолетнему партнеру, экс-генпрокурору Геннадию Васильеву.

Кемеровский плацдарм

Напомним, в Кузбассе В.Нусенкис появился в 1998 г. К тому времени в Украине и России у него уже полным ходом шла торговля углем с шахт Донбасса через концерн «Энерго». Позднее эта структура была преобразована в группу «Донецксталь», объединившую украинские активы предпринимателя.

Благодаря прежним связям в Минуглепроме СССР он смог заполучить в Кемеровской обл. шахту «Полысаевская-Северная», затем переименованную в «Заречную». Ее проектная мощность позволяла добывать 150 тыс. т. угля в год гидравлическим способом.

К моменту продажи в конце августа текущего года холдинг «Управляющая компания «Заречная» включал 4 действующие и 3 строящиеся шахты, обогатительную фабрику «Спутник».

При этом только сама шахта «Заречная» дает 5 млн т. угля в год. Общий результат угольного холдинга за 2012 г. – 9,8 млн т. угля.

Он, в свою очередь, входит в МПО «Кузбасс», включающее также Юргинский машиностроительный завод, небольшой агрохолдинг «Сельхозобъединение «Заречье», компанию «Ю-Транс» и угольный перевалочный терминал Baltic Coal Terminal в латвийском порту Вентспилс.

Специализация «Заречной» – энергетический уголь, располагает промышленными запасами в 417 млн т., прогнозными – 1,08 млрд т.

Компания входит в пятерку крупнейших российских экспортеров, 90% продукции отгружается по внешнеторговым контрактам. В основном – в Западную Европу.

Юргинский машзавод – крупнейший в РФ производитель горно-проходческой техники. Наличие «в обойме» этого предприятия помогало В.Нусенкису существенно экономить при модернизации и развитии шахт.

Годовой доход одного только Юргинского машзавода за 2012 составил $153 млн., а от продажи российского угля – $780 млн. Поэтому совершенно очевидно, что намерения продавать эти активы у В.Нусенкиса не было.

Более того, если сравнивать динамику развития его бизнеса в России и Украине за все эти годы, можно сделать вывод, что как раз Кузбасс являлся базовым регионом.

Здесь по дальнейшей раскрутке имелись амбициозные планы. Только под строительство шахты «Карагайлинская» с обогатительной фабрикой в 2011 г. у «Газпромбанка» был взят кредит на $329,5 млн.

Также в более отдаленной перспективе намечалось строительство химзавода, позволяющего получать синтетический бензин из угля, добываемого «Заречной».

Кроме того, перевалочную мощность терминала в Вентспилсе предполагалось расширить до 10,5 млн т. с нынешних 6 млн т.

Приоритет российского направления отчасти связан с пропиской В.Нусенкиса, с конца 1990-х переехавшего с семьей в Подмосковье. Отчасти – с большей политической стабильностью в РФ.

Все эти годы бессменным губернатором Кемеровской обл. является Амангельды Тулеев, с которым В.Нусенкис наладил хорошие отношения.

А сколько за это же время сменилось губернаторов в Донецкой обл.? Да и степень их влияния на ситуацию в регионе не сравнится с влиянием А.Тулеева.

Роковое партнерство

История взаимоотношений В.Нусенкиса и экс-генерального прокурора Украины Геннадия Васильева претендует на сюжет для драматического литературного романа или кинофильма.

По словам владельца «Донецкстали», с будущим партнером он познакомился осенью 1993 г., когда Г.Васильев возглавил прокуратуру Донецкой обл.

Как следует из показаний В.Нусенкиса, данных в ходе судебного разбирательства в кипрской столице Никосия, новый прокурор области уже на первой встрече потребовал от него поделиться бизнесом. Как выразился Нусенкис: «в обмен на профилактику проблем с криминалитетом и государственными органами власти».

Он сообщил прокурору, что его бизнес полностью легален, а вопросы внешней и внутренней безопасности успешно решены менеджментом.

Также В.Нусенкис утверждает, что прокурорский работник все же произвел на него впечатление своей настырностью.

Поэтому, отказавшись делиться с ним бизнесом, владелец концерна «Энерго» согласился помочь Г.Васильеву в реализации его социально-благотворительных программ и избирательных кампаний.

Если кто успел подзабыть, то прокурор до конфликта 4 раза проходил депутатом в Верховную Раду: в 1994, 1998, 2002 и 2007 гг. Была у него и своя партия «Держава», с треском проигравшая парламентские выборы в 2006 г.

Опять же со слов В.Нусенкиса, все это финансирование шло на основании устных договоренностей. По его подсчетам, в 1993-2000 гг. было выделено $199 млн.

Причем $73,1 млн якобы получены как кредит, который Г.Васильев не вернул и проценты не заплатил. У самого экс-главы ГПУ имеется другая версия.

Но как бы там не было на самом деле, очевидными представляются несколько вещей. Во-первых, между В.Нусенкисом и Г.Васильевым существовали деловые отношения и до определенного времени приносили свои дивиденды обеим сторонам.

Эти отношения не являлись меценатством владельца концерна «Энерго», как он утверждает. Допустим, он самостоятельно порешал вопросы личной безопасности и отбивался от «наездов» со стороны бандитов и местных чиновников.

Но даже в таком случае все равно нуждался в лоббировании бизнес-интересов на более высоком уровне в Киеве.

Подтверждением может служить хотя бы тот факт, что отношения между партнерами начали портиться именно в 2006 г., когда потерпел крах политпроект Г.Васильева, набравший на парламентских выборах аж 0,14% голосов избирателей.

Правда, экс-генпрокурор довольно быстро сумел «вернуться в обойму», пройдя в 2007 г. в ВР по спискам Партии регионов. Но трещина между ним и В.Нусенкисом продолжала увеличиваться.

Во-вторых, отношения владельца «Энерго» и прокурора действительно никак не были формализованы.

Именно отсюда и «растут ноги» всех возникших потом проблем. Каждый трактовал личные и партнерские обязательства исключительно в свою пользу.

Ну а поскольку они нигде не были четко прописаны на бумаге, у юристов с обеих сторон появилось обширное поле для творчества. Кроме того, В.Нусенкис на личном примере убедительно доказал, что даже самые проницательные и расчетливые люди порой совершают детские ошибки. Которые, тем не менее, потом стоят совсем недетских потерь. Вот, казалось бы, даже абсолютно далекому от нюансов в сфере корпоративного права человеку должно быть понятно, что если оформлять свой бизнес на подставных лиц — неизбежно рискуешь его потерять.

Потому что формально он тебе не принадлежит! А любой суд при рассмотрении спора руководствуется именно формальными доводами в первую очередь. Знал ли об этом В.Нусенкис? 100%.

И тем не менее, оформил 23 компании в зарубежных оффшорных юрисдикциях на некоего Костаса Попунидиса и его сестру Марию Попуниду. Эти компании, в свою очередь, владели его сибирскими и украинскими активами.

Возможно, если бы не это обстоятельство, Г.Васильеву и не удалось бы ничего получить, когда он уже официально в судебном порядке потребовал свою долю из бизнеса «Энерго»…

Но история, как говорится, не знает сослагательных наклонений. Как отмечает сам В.Нусенкис, экс-глава ГПУ и К.Попунидис объединились в борьбе против него.

И это принесло свои результаты. В.Нусенкис, пытаясь избежать отчуждения собственности в пользу противников, сначала был вынужден продать входящий в группу крупных украинский «Кредитпромбанк», в котором К.Попунидис был главой набсовета.

Далее, по этой же причине, в конце 2012 последовала продажа донецкой компании «Агротис» с земельным банком 9 тыс. га холдингу «АПК-Инвест» Бориса Колесникова.

Что же касается сибирских активов, то на них местными судами в 2012 г. был наложен арест в обеспечение претензий по иску Г.Васильева к В.Нусенкису, который рассматривался в окружном суде Никосии на Кипре.

Потом в начале 2013 г. были попытки сменить менеджмент МПО «Кузбасс» в пользу Г.Васильева через внеочередное собрание акционеров, уголовное дело по факту передачи 65% российского холдинга от оффшоров Salesi Investments Ltd. и Indtek Finance B.V., представляющих Г.Васильева и К.Попунидиса, на баланс ООО «Интерконсалтинг» В.Нусенкиса.

Одним словом, привычные эпизоды для большинства корпоративных конфликтов на постсоветском пространстве. Вместе с тем очевидно, что самостоятельно справиться с бывшим партнером в России Г.Васильев никогда бы не сумел.

Победителей нет

Но он передал права на управление 65% МПО «Кузбасс» инвесткомпании А1, входящей в российскую «Альфа-групп» Михаила Фридмана. Из сообщений российских СМИ можно сделать вывод, что «Альфа» в РФ – наиболее жесткая по отношению к должникам структура.

Можно вспомнить, например, как российский «Альфа-банк» (одноименная дочерняя структура у группы есть и в Украине) в 2009 г. за долги отобрал Донецкий металлургический завод у группы «Электросталь России» Вадима Варшавского, передав его в управление А1.

Поэтому неудивительно, что и для В.Нусенкиса события стали развиваться в нежелательном направлении. Защититься от прессинга «Альфы» он решил с помощью холдинга «Уралвагонзавод».

УВЗ в России с 2009 г. проявляет заметную активность на рынке слияний и поглощений. Правда, до сих пор он скупал профильные для себя активы: Челябинский тракторный завод, объединения «Мотовилихинские заводы», «Уралшина» и т.д.

С УВЗ В.Нусенкис сотрудничал по закупке вагонов для «Ю-Транса» под угольные перевозки. Поэтому и обратился директору холдинга Олегу Саенко. Сначала в январе-феврале т.г. планировалось просто объединить спорные активы в совместное предприятие с УВЗ.

Но видимо, этого оказалось недостаточно. И уже в конце августа стало известно о покупке МПО «Кузбасс» «Уралвагонзаводом». Согласно объявленным условиям, сделка должна быть закрыта в октябре.

Поскольку она со стороны В.Нусенкиса заключалась под давлением внешних обстоятельств, вряд ли он получил за свои активы реальную рыночную цену. В лучшем случае дисконт составил 50%.

Вероятно, со скидкой продавались и «Кредитпромбанк» с «Агротисом» в Украине – по той же причине.

И если просуммировать все эти дисконты вместе с выгодой, которую В.Нусенкис мог получить от дальнейшего развития этих активов, останься они в его собственности, — выходит, что дешевле для него было в свое время дать отступных Г.Васильеву и К.Попунидису.

Последний, кстати, в 2006 г. сначала просил совсем символическую сумму – $20 млн. Потом, правда, увеличил требования до $70 млн, но и эта цифра не идет ни в какое сравнение с уже понесенными потерями.

Напомним, годовой доход только сибирских активов В.Нусенкиса приближался к $1 млрд. Со своей стороны, Г.Васильев тоже ничего в итоге не добился, кроме разве что морального удовлетворения. Ведь спорные активы уже обрели новых хозяев.

Воевать за «Кредитпромбанк» с его покупателем, владельцем «Дельта-банка» Николаем Лагуном – себе дороже по нынешним временам. Поскольку Н.Лагун внезапно развил бурную деятельность по скупке проблемных финучреждений после прихода к власти президента Виктора Януковича.

В частности, он купил у шведов «Свед-банк» и пытался купить еще целый ряд крупных и средних банков, в частности, «Эрсте-банк» у австрийцев и «Форум» – у немцев.

Это дало экспертам основания предположить, что владелец небольшого розничного банка, каким до 2010 г. был «Дельта-банк», действует не самостоятельно, а в чьих-то интересах.

В том числе и по «Кредитпромбанку». Учитывая, что активность Н.Лагуна случайно совпала с ростом финансового могущества т.н. бизнес-группы «Семья», разбирательство с ним для Г.Васильева равносильно самоубийству.

Не больше шансов и в случае спора с экс-вице-премьером Б.Колесниковым за «Агротис». Т.е. и тот, и другой актив – отрезанные ломти. Что же касается МПО «Кузбасс», то А1 взялась за него не просто так.

Подробности соглашения Г.Васильева с группой М.Фридмана неизвестны, но львиную часть возможной выгоды экс-генпрокурору скорее всего пришлось уступить.

Впрочем, теперь и у «Альфы» перспективы получить что-либо от «Уралвагонзавода» выглядят более чем сомнительно. Все-таки одно дело разбираться с местными бизнесменами, будь то В.Варшавский или В.Нусенкис. И совсем другое – пытаться играть в эти игры с государством. Поскольку в России понятие «государство» означает немного больше, чем в Украине.

Напомним, один из наиболее влиятельных представителей российского крупного капитала, который однажды решил, что может диктовать условия государству, был вынужден в итоге бежать в Испанию.

Второй, ныне покойный – в Великобританию, а третий и сейчас находится в исправительной колонии. Остальные сделали для себя необходимые выводы.

Так что лидера РФ Владимира Путина, как главного распорядителя российской госсобственности, можно поздравить с ценным и удачным приобретением. Остается отметить, что история В.Нусенкиса и Г.Васильева не уникальна в своем роде.

Из последних примеров можно вспомнить хотя бы крупнейшую украинскую водочную компанию «Немиров», в которой конфликт между двумя группами акционеров привел к остановке производства и утрате лидирующих позиций на рынке. Никто не хотел уступать…

По материалам: Валерия Байкалова для www.ostro.org

Теги: , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной статье. Комментарии содержащие призывы к насилию и экстремизму, а также нецензурную лексику будут удалены. Регулярное нарушение данных правил повлечет к блокированию Вашего IP адреса. Размещение ссылок в комментариях запрещено.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*