Сегодня впервые за всю историю независимости Украина отметит День памяти и примирения, а завтра — 70-летие Дня Победы. Все реже будет звучать словосочетание «Великая Отечественная», а все чаще — «Вторая мировая». Президент и чиновники возложат цветы, откроют выставки, примут участие в Марше мира в столице, который закончится парадом военных духовых оркестров.
Об этом пишет «Сегодня», передает 24Daily.net.
НОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ. После незаконной аннексии Крыма Россией и войны на Донбассе праздник приобрел новые краски. Еще в 2014-м символом победы стал красный мак, как и в большинстве стран ЕС. «Отдельным пунктом празднования в Украине будет демонстрация связи между делом воинов, погибших за суверенитет и победу во Второй мировой, и делом воинов АТО, которые сейчас защищают Украину на Востоке. Мы будем проводить прямые параллели между победой в тогдашней, навязанной нам войне и необходимости победы в настоящей навязанной войне», — заявил вице-премьер Вячеслав Кириленко.
С УКРАИНСКИМ АКЦЕНТОМ. До 1991-го события Великой Отечественной подавались в контексте победы СССР над Германией. Да и после 1991-го школьные учебники подачу информации о событиях ВОВ мало изменили. Попытки что-то вписать часто вызывали скандалы. Накануне 70-летнего юбилея в Кабмине презентовали новое издание Украинского института национальной памяти — «Украина во Второй мировой войне». В брошюре на 28 страницах описаны события с акцентом на роль Украины в войне. «Украине нужны факты, которые бы разрушили идеи СССР, которые сейчас пытается использовать РФ», — сказал глава института Владимир Вятрович. Историк Сергей Громенко поясняет: «На одной из первых страниц мы представляем украинских героев войны, о которых в учебниках написано мало». Среди них: Иван Кожедуб — летчик-истребитель, Елена Ветер — игуменья женского монастыря на Львовщине, которая во времена немецкой оккупации прятала людей от репрессий, Екатерина Зарицкая — организатор женской сети подполья ОУН и многие другие. Украина потеряла от 8 до 10 млн человек, заняв третье место в списке стран по количеству жертв. На первом Китай — 15 млн, на втором РФ — 14 млн.
СКАНДАЛЬНОСТЬ. Однако книга явно будет неоднозначно воспринята обществом. К примеру, авторы причисляют к силам антигитлеровской коалиции УПА, отношение к которой в Украине очень разное. «Под сине-желтым флагом во Второй мировой воевала только УПА, но свою победу освободительное движение получило не в 1945-м, а только в 1991-м», — отмечают авторы. Есть в брошюре и такой момент: «17 сентября 1939-го Красная Армия без оглашения войны пересекла польскую границу и пошла на Запад. Советский Союз вступил во Вторую мировую войну на стороне нацистской Германии». Как стало известно только в 1989-м, по секретному протоколу к пакту Молотова-Риббентропа, нацистская Германия и СССР просто поделили между собой территорию Польши.
БРАТ НА БРАТА. В книге указано, что Вторая мировая для украинцев была отчасти братоубийственной, собственно, как и сейчас на Донбассе. Тогда страны «Украина» не было. Территория была разделена между пятью государствами: СССР, Польшей, Румынией, Венгрией и Словакией. В 1939-м тысячи украинцев защищали поляков. «Война для Украины началась 1 сентября 1939-го: 120 тысяч украинцев с оружием в руках встретили нацистов в рядах Войска Польского», — говорится в книге. Были и украинцы (точные цифры не приведены), которые в условиях немецкой оккупации стали на сторону Германии и ее союзников.
ПОБЕДА НАША. Украинец Алексей Берест был одним из тех, кто установил штурмовой флаг СССР над Рейхстагом в Берлине 1 мая 1945-го, а украинец Майкл Стренк — одним из шести морпехов, которые подняли флаг США над Иводзимой. В книге подчеркнуто: «Во Второй мировой войне украинцы понесли человеческие потери больше, чем Великобритания, Канада, США и Франция вместе взятые».
Германия: Герои — борцы против Гитлера
В силу того, что Германия сейчас — федеративная республика, в каждом отдельном регионе события Второй мировой подают по-своему. Общим является факт вины и жесткого осуждения нацистского прошлого и Холокоста евреев. «Немцы всем своим примером показывают, что до 45-го заблуждались», — рассказывает Павел Фриш, выходец из Украины, который больше 10 лет живет в Бонне. В большинстве книг описывается голый фактаж событий времен войны. Режим Гитлера немцы интерпретируют как путь очищения нации, но к воспоминаниям относятся крайне негативно. По рассказам местных, восемь лет назад в одном из трамваев Бонна двое подростков поздоровались приветствием Гитлера — вытянутой правой рукой. Уже на следующей остановке их забрала полиция — кто-то из пассажиров вызвал.
В большинстве учебников истории результат Второй мировой подается как позор для страны. Но об ущербе, причиненном другим странам, почти не упоминается. Переломной битвой, как и в большинстве стран Запада, в Германии называют сражение под Сталинградом зимой 1942—43 гг. «Там погибло огромное количество артиллеристов и солдат (немецких. — Авт.). Эта битва привела к тому, что на Восточном фронте началось освобождение от национал-социализма и фашизма. А примерно 1,5 года спустя произошла высадка десанта в Нормандии, которая открыла Западный фронт. Это считается вторым переломным моментом, после которого освобождение от фашизма начало вестись с двух сторон», — рассказала Анна Граф, экскурсовод «Дома истории» в Бонне.
В Германии не героизируют заслуг своих солдат. Так, к примеру, вскользь упоминается имя немецкого танкиста Курта Книспеля, который подбил 150 танков противника. Напротив, особое внимание немцы уделяют участникам движения сопротивления режиму Гитлера и геноциду евреев. К примеру, первый федеральный канцлер Конрад Аденауэр был в их числе: во времена правления Гитлера, в знак протеста, он ушел с поста мэра Кельна. Поднятие флага СССР над рейхстагом воспринимается как символический жест. «Это привело к безоговорочной капитуляции Германии. Но для немцев это не столько поражение, сколько освобождение от национал-социализма и фашизма», — говорит Граф. Заслуг СССР в победе над фашизмом в Германии не отрицают, но считают, что без открытия Западного фронта в одиночку победить фашистов СССР бы не смог.
Польша: подполье и влияние Москвы
В Польше — стране, которая первой приняла на себя удар во время Второй мировой, есть свой взгляд на те события. По словам польского историка, ректора Поморской академии в Слупске Романа Дрозда, с коммунистических времен мнение общественности поменялось. «В Польше существует две точки зрения на Вторую мировую. Во времена коммунизма — народной Польши — в основном, внимание обращалось на милитаристский вклад Красной армии. Праздновалась годовщина освобождения польских городов, отмечался прорыв Померанской позиции (28 марта 1945. — Авт.), битва за Вроцлав. Меньше вспоминалось о событиях с сентября 1939: оборона Варшавы, Вестерплатте и в очень негативном свете освещалось польское некоммунистическое подполье. Сейчас же в корне наоборот: внимание обращается на события с сентября 1939-го и особенно отмечается Варшавское восстание 1944 года», — говорит историк. По мнению поляков, заслуга в победе над нацистами на стороне Красной армии, США, Англии и местного подполья: в одиночку никто из союзников победить не смог бы. Факт победного поднятия флага над рейхстагом в Польше тоже воспринимают двояко. «Как победу и окончание войны, но не как знак свободы для поляков. Страну освободили от нацистов, но ее суверенитет на тот момент не был возвращен: Польша находилась под влиянием и контролем Москвы и не могла свободно развиваться. Красная армия оставалась в Польше до 1992 года», — говорит историк. Но, по его словам, поляки по сей день чтят всех участников боев: «Это и герои польских военных формирований, и воюющие на стороне Красной армии. Но особое значение играет роль солдат, которые боролись в польском подполье».
Венгрия: СССР считают оккупантами
Чтобы понять, как венграм преподносят события Второй мировой, стоит заглянуть в «Дом террора» в Будапеште. Сами венгры называют его Музеем двух режимов оккупации, от которых пострадала их страна: фашистского (во времена войны) и советского (вплоть до 1990-го). Здание выбрано не случайно — после войны там находилось КГБ. С первых минут экскурсии посетители задают один вопрос: «Почему экспонатам режима оккупации Германией выделено всего пару комнат, а временам оккупации СССР — два с половиной этажа?»
Директор музея Мария Шмидт отвечает: «Нацистские репрессии продолжались несколько месяцев, а коммунистические — более 40 лет». Венгрия воевала на стороне гитлеровских войск. Человеческих потерь от режима фашистской оккупации никто не приуменьшает. Особенно это коснулось тамошних евреев: жертвами Холокоста и террора нилашистов (членов венгерской фашистской партии) стали 400—500 тыс. человек.
Правда, во многих учебниках истории говорится, что Венгрия не была послушным союзником Германии, а правительство тогдашнего премьера графа Телеки отказывалось выполнять требования Гитлера: венгерские солдаты не стали воевать с Польшей и пропускать через свою территорию немецких солдат. Да и сам Телеки выступает в роли борца за свободу Венгрии. Еще одна фигура — следующий премьер Миклош Каллаи. Он придерживался антинацистских взглядов, был персоной нон-грата в Берлине. Переломными сражениями Венгрия считает: битву под Москвой, Сталинградскую и Курскую битвы, прорыв блокады Ленинграда и путь Красной армии до Берлина. Что же касается непосредственно венгерских войск, переломными считаются две неудачные битвы: 40-тысячного «Быстрого корпуса» против СССР летом 1941-го и разгром 2-й венгерской армии под Воронежем в январе 1943-го. Победа союзных войск и поднятие штурмового флага СССР над рейхстагом 1 мая 1945-го подается как важный исторический факт. Однако большинство историков избегают понятия «освобождение» Венгрии. Период 1944—1945 гг. описываются как утрата Венгрией независимости, а последующие годы — как советская оккупация.
Франция: без мифов
Большое внимание во французских учебниках истории уделяется анализу причин, которые привели к развязыванию Второй мировой войны, рассказала изданию советник по культурным вопросам посольства Украины во Франции Наталия Кочубей.
«Детей в школах учат тому, что после Первой мировой Германия была абсолютно унижена, и французы берут часть вины за начало Второй мировой войны на себя, признавая, что французские репарации были настолько велики, что они фактически отбирали у немцев последнюю рубашку». По словам Кочубей, историки Франции признают роль СССР в войне: «Они благодарны за освобождение Европы от нацистов, хотя отдельный раздел у них посвящен изучению тоталитарных режимов, в том числе — советского».
«Французы признают роль основных битв с участием Красной армии, особенно — битве за Сталинград, но при этом ключевую роль отводят высадке союзников в Нормандии 6 июня 1944 года, как главному переломному событию в войне, — рассказала нам Наталия. — Власти в начале июня каждый год торжественно проводят мероприятия в память о соотечественниках, погибших во время той операции и носят цветы к могилам канадцев, американцев и англичан, которые похоронены на территории страны». В целом преподавание истории во Франции, говорит Кочубей, отличается отсутствием мифологизации и возвеличивания каких-либо ее сторон: «Основной акцент делается на том, что война — это всегда плохо, и она проявляет наихудшие качества людей».
Также французские историки считают, что СССР заплатил слишком большую цену в войне, а выиграли от нее только США, понеся наименьшие потери и получив наибольшую экономическую прибыль. Особое внимание уделяется итогам Второй мировой: историки подчеркивают, что СССР после войны аннексировал 750 тыс. кв. км трех балтийских государств, Япония попала под управление США, а Корею разделили на две зоны влияния — советскую на Севере и американскую на Юге. В учебниках подчеркивается, что Иосиф Сталин нарушил ялтинские договоренности 1945 года, оставив Красную армию в Восточной Европе и навязав этим странам политическую модель СССР, что привело к созданию «железного занавеса».
США: победили Японию, а значит — выиграли Вторую мировую войну
«Для американцев очень важна их история. В школах уделено особое внимание Дню Победы, но акцент ставится на победах американцев в ходе Второй мировой, особенно — в битвах с японцами. Они скорбят о поражении на Перл Харбор, об убитых в сражениях американских воинах. В эти дни все украшено в патриотическом стиле, стоят декорации, напоминающие о Перл Харборе», — рассказала об особенностях американского Дня Победы журналист из Флориды Светлана Цвей.
В учебниках для средней школы в разделе «Война в 1943—1945 годах в Европе» всего один абзац: «Победа в Европе. Вслед за компаниями в Северной Африке и Италии союзники открыли Западный фронт против ослабленных немцев. 6 июня 1944 года корабли союзников с 156 000 солдат на борту высадились в Нормандии, северном побережье Франции. Известная как День Д, высадка в Нормандии была началом массированного похода союзников на восток. Через шесть месяцев союзные армии дошли до Германии. После последней попытки достичь успеха в декабре 1944 года, известной как Битва в Арденнах, немецкая армия была сокрушена. Союзники провозгласили победу в Европе 8 мая 1945 года». Таким образом, эта война в США ассоциируется либо с Перл Харбор, либо с Днем Д. Причем об открытии Второго фронта не говорится — поскольку нет пояснений, что собой представлял Первый фронт.
В книге историка Стивена Амброза «Справедливая битва. Как была выиграна Вторая мировая война» хронология событий начинается с 1 сентября 1939 года разделом «Германия вторгается в Польшу, Вторая мировая война начинается», а далее идет исключительно освещение японо-американской войны и того, как США победили Японию.
На телеканале History начало войны включает вторжение Гитлера в Польшу в сентябре 1939 года и объявление Великобританией и Францией войны Германии. Указано, что 22 июня 1941 года Гитлер приказал вторгнуться в СССР. «Хотя советские танки и самолеты превосходили немцев, но стратегия устарела, и немцы за месяц смогли продвинуться в пределах 200 миль от Москвы», — рассказывает телеканал. Здесь упоминается лишь одно сражение на территории СССР — под Сталинградом, которую назвали «самым ожесточенным боем Второй мировой». Отмечен также момент входа Красной армии в Берлин — после ожесточенной воздушной бомбардировки города западными союзниками.