Майрбек Вачагаев, бывший спецпредставитель президента Чечни в Москве, рассказал Фокусу, почему чеченцы не станут выполнять приказ Кадырова стрелять по приезжим силовикам, передает 24Daily.net.
После спецоперации в Грозном ставропольского и федерального МВД, во время которой был убит чеченец Джамбулат Дадаев, Рамзан Кадыров сделал, пожалуй, самое громкое заявление за последнее время. «С нами должны считаться, – заявил он. – Если вы хозяева своей территории, то должны контролировать. Хватит. Нас унижали, оскорбляли. Мы не для этого принимали Конституцию РФ, чтобы нас убивали». После чего поручил силовикам стрелять на поражение по сотрудникам федеральных правоохранительных органов в случае, если те действуют на территории Чечни без его ведома.
Требование Рамзана Кадырова стрелять на поражение в силовиков из других регионов России, если те не согласовали свои действия с руководством республики, – это заявка на военную самостоятельность?
− Кадыров и раньше, выступая по чеченскому национальному телевидению, делал заявления, которые никак не вписываются в рамки Конституции Российской Федерации. Здесь важно другое. Рамзан был шокирован самим фактом, что спецоперация была проведена без согласования с ним. Он наверняка даже не подозревал, что его могут проигнорировать. Это ведь не Дагестан или Кабардино-Балкария. В Чечне ситуация другая. За событиями в этой республике я пристально наблюдаю уже десять лет и могу с уверенностью сказать, что факт использования силовиков в обход Кадырова уникален. Раньше такого не было, поэтому Рамзан был взбешен.
Этот приказ об отстреле неместных силовиков, по-вашему, будет выполняться?
− Нет. Потому что МВД Чеченской республики прекрасно осознает, что оно подчиняется не Кадырову. В отличие от той же Осетии или Дагестана, где министр внутренних дел всегда назначался Москвой без согласования с региональными лидерами, Чечня была и остается исключением. Тут уже она предлагает свою кандидатуру главы МВД, и этого человека утверждала Москва. Но даже такой министр отлично понимает, что он и его подчиненные работают в структуре МВД Российской Федерации, и стрелять по коллегам из других регионов они не станут.
Прежде всего, это попытка немного приструнить Рамзана. Уж больно много шуму вокруг его имени в последнее время
о причинах конфликта Москвы и Грозного
Почему, на ваш взгляд, Кадырова не поставили в известность о проведении спецоперации?
− Это может быть связано с многими факторами, в том числе и убийством Бориса Немцова. Напомню, что подозреваемые в этом преступлении – чеченцы и они все служили в особом батальоне «Север». Это специфическая структура, которая создавалась лично Рамзаном Кадыровым в 2006 году. Это его детище, его люди, которые полностью ему подконтрольны. Они готовы выполнить любой приказ Кадырова. И вот теперь, когда в рамках этого дела Рамзан позволил некоторых из них допрашивать, в том числе командира батальона «Север» Алибека Делимханова, что-то явно произошло, что Москву сильно насторожило. Но что именно – пока неясно, так как нет реакции Кремля. Было лишь заявление МВД. И это, опять же, первая реакция в адрес Кадырова.
Реакция, согласитесь, весьма сдержанная. Кадырову лишь указали, что такие заявления недопустимы.
− Да, но исходите из того, что никто не рассчитывал даже на такое замечание.
Почему же молчит Кремль?
− В этом как раз и вся загвоздка. Все будет зависеть от того, что скажет Путин. С другой стороны, мы все знаем, что такое МВД России. Люди оттуда никогда не посмеют даже рот раскрыть, если на это не будет санкции Путина и его администрации. Думаю, следует ждать каких-то новых действий в отношении Грозного со стороны Москвы.
Вы допускаете, что Кадырова могут снять?
− Пока нет. Но опять же, зная Россию, мы никогда не можем предугадать, кого и когда снимут. Никакой логики там нет. Человека снимают обычно не за то, что произошло сейчас, а из-за того, что он провинился, скажем, полгода или год назад. Поэтому сегодня говорить о том, что трон под Рамзаном Кадыровым зашатался, я бы не стал. Все-таки он по-прежнему пребывает в очень хороших доверительных отношениях с господином Путиным. И пока Путин молчит, делать какие-либо предположения рано. Если будет какая-то отрицательная реакция хотя бы со стороны Дмитрия Пескова (пресс-секретарь российского президента. – Фокус), тогда можно будет о чем-то говорить, но и он пока молчит.
Но ведь вы сами сказали, что МВД не пискнет без отмашки Кремля. Выходит, заявление сделано сознательно. Какие цели, по-вашему, преследуются?
− Думаю, что, прежде всего, это попытка немного приструнить Рамзана. Уж больно много шуму вокруг его имени в последнее время. Журналисты и правозащитники кричат, пишут, реакция на Кадырова за границей очень негативная. И Кремль реально обеспокоен этим, поэтому хотят его припугнуть, чтобы был более покладистым. Но пока это только сигнал и о чем-то большем я бы пока говорить не стал.