Сюжеты российского телевидения о боях вокруг деревни Широкино на востоке Украины могут служить ярким примером типичных методов искажения информации о происходящем, пишет Стивен Эннис из Службы мониторинга Би-би-си, передает 24Daily.net.
Широкино – стратегически важный населенный пункт на подступах к Мариуполю. Несмотря на мирное соглашение, подписанное в Минске в феврале, в последнее время в этой деревне регулярно происходят бои.
Вводящие в заблуждение кадры
В последнюю неделю российское телевидение стало продвигать идею о том, что украинские войска нарушают режим прекращения огня в Широкине. Телевизионщики приписывают эти нарушения исключительно добровольческому батальону «Азов». В действительности, миссия ОБСЕ фиксировала нарушения мирного соглашения обеими сторонами.
В сюжете, который вышел в прайм-тайм на канале «Россия», журналист сообщил, что нарушения перемирия украинской стороной происходят ежедневно. На этих словах в кадре появились разрушенные здания, а также тело человека под розовым покрывалом. Далее тело перекладывают на носилки и уносят четыре наблюдателя ОБСЕ. Из такого монтажа складывается впечатление, что погибший является жертвой украинских военных.
Однако из репортажа на «Радио Свобода» становится ясно, что на этой записи показано тело убитого гражданина Грузии, воевавшего на стороне украинцев. Его, как сообщала «Свобода», застрелили при попытке водрузить флаг на территории, подконтрольной российским сепаратистам. Заместитель главы миссии ОБСЕ Александр Хуг объяснял «Свободе», что тело было заминировано. По его словам, позднее тело передали украинской стороне.
Использование изображений, вводящих в заблуждение, – это хорошо известная тактика, которая активно применяется российским телевидением. Другой похожий пример: в недавнем репортаже на канале НТВ (вышел в эфир 5 апреля) местный житель утверждал, что 16 июля прошлого года он видел военный самолет, сопровождавший малайзийский «боинг» незадолго до его падения.
Его синхрон сопровождался кадрами, на которых через облако дыма пролетает истребитель. Было ли это попыткой создать у зрителя впечатление, что на видеозаписи запечатлен тот самый самолет, который якобы сопровождал малайзийский «боинг»? Сложно сказать, однако совершенно очевидно, что видеозапись с самолетом использовалась для того, чтобы добавить веса словам местного жителя.
Ложное изложение фактов
В сюжетах о Широкине российское телевидение также обвиняет украинские войска в прицельной стрельбе по мирным жителям. Так, в программе «Вести недели» ( эфир от 19 апреля), был показан фрагмент видеозаписи, снятой бойцом батальона «Азов».
На записи минометный снаряд падает с высоты на улицу и взрывается. Корреспондент Александр Билибов так прокомментировал это видео: «В сеть выложены кадры, как украинские силовики, позиции батальона «Азов» под Широкином, нацгвардейцы корректируют минометный огонь по мирным жителям, осмелившимся выйти на улицу».
Однако из полной версии видеозаписи становится ясно, что в действительности все было немного по-другому.
Во-первых, минометному обстрелу предшествовали очереди из стрелкового оружия, то есть артиллерия использовалась в ходе продолжительного боя (ОБСЕ неоднократно фиксировала такие перестрелки в Широкине).
Во-вторых, человек на видеозаписи не пытается попасть в людей на улице. За кадром автор видео объясняет, что по улице передвигаются вооруженные сторонники ДНР, и указывает на один из домов, куда постоянно заходят пророссийские бойцы. Через некоторое время мина приземляется рядом с этим домом.
Искажение и замалчивание позиций участников
Сразу после демонстрации видео с артиллерийским обстрелом Билибов дает синхрон с пожилой женщиной, которая по-прежнему остается в Широкине.
«Они стреляют по вам?» — спрашивает Билибов. Рыдая, женщина рассказала ему, как ей пришлось укрываться от боев в погребе. Пожилая жительница Широкина представлена в сюжете в качестве еще одной жертвы безжалостных «карателей» — так на российском ТВ называют украинские войска.
Однако несмотря на то, что женщина действительно могла пострадать от украинских минометных обстрелов, ее взгляды на конфликт сильно отличаются от того, что было сказано в сюжете.
За несколько дней до встречи с российским журналистом интервью у этой женщины брал корреспондент Vice News Саймон Островский. В его сюжете женщина разговаривает с официальным представителем ДНР Эдуардом Басуриным.
По ее словам, она боится вооруженных людей на улицах города и просит у Басурина оставить ее деревню в покое. «(Мы хотим), чтобы вы разграничились и нас оставили на Украине», — говорит она.
Сам Островский, побывавший в плену у сепаратистов на востоке Украины в прошлом году, на собственном опыте убедился, что российское телевидение не делает сюжетов о том, что не вписывается в повестку Кремля.
Вскоре после освобождения у Островского взял интервью корреспондент «России» Евгений Попов. Ему журналист Vice News рассказал о плохом обращении в плену. Однако интервью так и не вышло в эфир, поскольку, как замечает Островский, «из него не получилось бы хорошей пропаганды».