В Украине приступили к реформированию Службы безопасности.
«Обозреватель» разбирался, каким образом это будет происходить, передает 24Daily.net.
Жизнь показала, что без серьезных реформ Службы безопасности Украины резко возрастает угроза сохранения целостности государства. Совершенно очевидной необходимость преобразований в СБУ стала после Евромайдана. Однако в течение 2014 года системные реформы проведены не были. Единственное, что было сделано, полностью заменен руководящий состав ведомства.
Сейчас из уст секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова и главы СБУ Валентина Наливайченко звучат заявления о том, что уже не просто положено начало кадровым преобразованиям, но и есть видение того, как надо оптимизировать структуру СБ. Во время презентации стратегии нацбезопасности Турчинов отметил, что целью реформы СБУ является создание эффективной, динамичной структуры, укомплектованной высокопрофессиональными специалистами, которые должны сконцентрироваться в первую очередь на разведывательной деятельности. О том, что реформа предусматривает избавление спецслужбы от несвойственных для нее функций расследования экономических преступлений и борьбы с коррупцией, неоднократно говорит и Наливайченко. Глава ведомства считает, что с созданием Национального антикоррупционного бюро все действия, направленные на борьбу с коррупцией, должны осуществляться вновь созданным органом, а ГПУ должна взять на себя все функции следствия.
Наливайченко также публично озвучил, что предпочел бы использовать в работе своего ведомства подходы и методы Службы безопасности ОУН-УПА. Он хотел бы в реформированной Службе не только уйти от названий, которые так или иначе ассоциируются с КГБ, но и от структуры органа советской госбезопасности. Вместо управлений и департаментов глава СБУ предлагает перейти на референтуры и округи, поскольку они, по его мнению, позволяют работать в более тесном сотрудничестве с обществом.
«Обозреватель» решил более детально ознакомиться с пошаговым планом реформы, а также с тем, как передача функций следствия и борьбы с коррупцией согласуется с реформированием других профильных ведомств.
На данный момент широкая общественность имеет возможность ознакомиться с Законом Украины «Об общей структуре и численности Службы безопасности Украины», который уже находится на подписи у президента Украины Петра Порошенко. Законопроект предполагает сокращение численности сотрудников СБУ в мирное время, сохранение штата в «особый период», а в военное время штат будет формироваться согласно плану мобилизации (см. таблицу).
Кроме вышеупомянутого законопроекта и публичных заявлений глав СБУ и СНБО о необходимости реформирования Службы, на запрос «реформа СБУ» поисковики сразу же выдают ссылку на официальный сайт Службы, где размещена новость о том, что разработан законопроект о внесении изменений в Закон «О Службе безопасности Украины».
В информационном сообщении говорится, что «в соответствии с положениями Концепции реформирования Службы безопасности Украины, одобренной 15 февраля этого года СНБО Украины и утвержденной Указом президента Украины от 20 марта этого года, также согласно решения Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны разработан законопроект, предусматривающий изменение правового статуса СБУ с правоохранительного органа специального назначения на специальный уполномоченный орган по вопросам обеспечения государственной безопасности».
Новость также содержит ссылку на законопроект.
И сама новость, и документ выглядят свежими и актуальными. Сомнения внушает только фраза: «одной из основополагающих новаций документа является процесс девоенизирования украинской спецслужбы, что соответствует европейским стандартам», которая выглядит несколько странно в условиях, когда в Украине идет АТО, а по сути — война. Законопроект, открывшийся по ссылке, был подписан президентом Ющенко и датирован… 2008-м годом.
Более свежих сообщений о планах грядущих реформ ни на сайте СБУ, ни в других источниках найти не удалось. К слову, Валентин Александрович в те годы также возглавлял Службу безопасности, возможно, потому озвучиваемые им тезисы во многом перекликаются с теми, которые были изложены в непринятом 8 лет назад законопроекте — тогда тоже собирались передать функции по борьбе с коррупцией и оргпреступностью другим ведомствам.
Есть опасения, что и «белые пятна» из старого проекта перекочуют в новый закон. По крайней мере, в законе о сокращении численности сотрудников СБУ, как и в законопроекте 2008 года, ничего не сказано о том, какая судьба ждет специалистов, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью, направленной на борьбу с коррупцией и организованной преступностью, а также тех, кто осуществляет досудебное следствие по соответствующим уголовным делам.
Хочется надеяться, что на этот раз в процессе разработки нормативная база реформирования СБУ будет согласовывана с законодательством других правоохранительных ведомств, которые переберут на себя некоторые функции Службы безопасности.
Таблица 1.
Таблица 2.
Ирина Фриз, народный депутат, фракция «Блок Петра Порошенко», член Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны разъяснила «Обозревателю», что согласно проголосованному в Верховной Раде закону о сокращении состава СБУ, нынешняя ситуация в Украине классифицируется как «особый период».
«Поэтому в случае принятия закона, личный состав СБУ будет составлять 31 тысячу человек. Таким образом, под сокращение попадут лишь 50 человек. И я надеюсь, что это незначительное сокращение затронет лишь хозяйственный, а не оперативный состав», — прокомментировала народный депутат.
Ирина Фриз также отметила, что сегодня конфликт на Донбассе далек от завершения.
«Это означает, что переход к штатной численности Службы, предусмотренной законопроектом в мирный период, пока что не будет осуществлен. На мой взгляд, эти 4 тысячи человек впоследствии просто перейдут в другие подразделения, например, в Антикоррупционное бюро, которое возьмет на себя функции борьбы с коррупцией», — сказала политик.
Она подчеркнула, что данный закон должен рассматриваться исключительно с точки зрения оптимизации и реорганизации правоохранительных органов, но не как сокращение численности работников. Потому парламентский комитет будет очень внимательно отслеживать процесс реформирования СБ Украины, чтобы ни один ценный сотрудник оперативного, оперативно-технического, аналитического или следственного подразделений не был уволен.
По мнению депутата, «в свете создания Антикоррупционного бюро, смысл функционирования в СБУ так называемого управления «К» (Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью – ред.) исчезает».
«В противном случае это неэффективная трата ресурсов, а подразделения будут наступать друг другу на ноги, — считает политик. — Поэтому в случае перевода управления «К» в полном составе в штатную структуру Антикоррупционного бюро, такая замена может пройти эффективно, безболезненно для правоохранителей и быстро».
Как утвеждает народный депутат, вопрос перевода личного состава подразделений управления «К», которые осуществляют борьбу с организованной преступностью, пока что не обсуждался на уровне принятия решений.
«Моя точка зрения — методы работы в подразделениях по борьбе с организованной преступностью позволяют использовать сотрудников управления на других участках работы, входящих в компетенцию СБУкраины, после прохождения курсов повышения квалификации или без такового», — . подытожила Ирина Фриз.
Взгляд «изнутри»
Руководитель подразделения СБУ на условиях анонимности поделился с «Обозревателем» своим видением того, как будет выглядеть реформированная Служба безопасности Украины.
«То, как скоро будет проведена реформа СБУ, очень во многом зависит от законодателей, — считает специалист ведомства, — поскольку реформа подразумевает внесение изменений в базовые законы».
Он уверен, с самой реформой в Службе затягивать не будут.
«Еще в прошлом году значительно усилили «Альфу»: 121 офицера дополнительно отобрали, обучили и отправили в зону проведения АТО. «, — перечисляет офицер.
По мнению сотрудника СБУ, сокращение 4-х тысяч сотрудников – это инициатива Службы как одна из частей реформы, и оно не может «начаться немедленно».
«Во-первых, само проведение антитеррористической операции, начало которой юридически введено указом президента, по факту является особым (специальным) режимом, прописанным в Законе Украины «О борьбе с терроризмом», а для особого периода предписан численный состав СБУ 31 тыс. сотрудников. Во-вторых, сейчас просто так не увольняют сотрудников, поводом для увольнения может быть выход на пенсию, окончание действия контракта и тому подобное. Для увольнения по состоянию здоровья требуются весьма аргументированные основания — непригодность или ярко выраженная ограниченная пригодность, а это единичные случаи. Даже в случае служебного несоответствия личные дела сотрудников передаются в военкоматы, где они рассматриваются в рамках мобилизации в ВСУ», — поясняет сотрудник СБ.
Со слов руководителя подразделения, 4 тысячи должностей, которые попадают под сокращение, это около 13% от общей численности. Оперативные подразделения, являющиеся фактически столбом спецслужбы, и отделы следствия, по его мнению, сокращение, скорее всего, не затронет.
«Думаю, в первую очередь сократят не оперативные подразделения. Поэтому о возможной потере боеспособности речь не идет», — высказывает свое мнение офицер.
Прокомментировать, как будет решаться вопрос занятости четырех тысяч человек, которые попадут под сокращение, он пока не готов.
Сотрудник СБУ также рассказал «Обозревателю», что Национальное антикоррупционное бюро, согласно принятому закону, будет заниматься предупреждением, выявлением и прекращением коррупционных правонарушений, которые совершены высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления (госслужащими).
«Множественные правки и изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы внесены во 2-й раздел ЗУ «О национальном антикоррупционном бюро Украины». Там законодатель описывает перечень категорий должностей госслужащих, которые подпадают под подследственность НАБа. Это высшие руководители, перечень должностей которых идет со ссылкой на ЗУ «О государственной службе» в части о рангах», — комментирует он.
Однако собеседник «Обозревателя» отмечает, что правонарушения этих категорий госслужащих — это не все правонарушения, связанные с коррупцией.
«То есть, остальными госслужащими будут заниматься те же подразделения «К» СБУ и УБОП МВД. Вероятнее всего, в формате новой, уже прописанной в законе про НАБ другой структуры под названием «государственное бюро расследований». Примут этот закон, отменят базовый для этих спецподразделений ЗУ «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью». В настоящее время, кроме этих подразделений, составлять административные протоколы о совершении коррупционных действий или о нарушении специальных ограничений, предусмотренных ЗУ «Об основах предупреждения и противодействия коррупции», больше никто не уполномочен. После этого, вероятно, начнется следующий этап реформы СБУ, скорее всего,связанный с изменением структуры и численности. Общая численность НАБ, согласно закону, составляет 700 человек, которые распределены на центральное управление и на 7 территориальных органов. Это совсем немного. То есть в самом законе прописано, что НАБ будет заниматься не всеми делами, связанными с коррупцией, а значит не заменит полностью «К» и УБОП. Поэтому, последние, скорее всего, объединенные в ГБР, будут заниматься оставшейся категорией госслужащих, — поделился офицер СБУ своим видением ухода от несвойственных спецслужбе функций.
Говорит опыт
Александр Скипальский, генерал-лейтенант, дважды зампред СБУ (1997—98, 2006—2007), один из создателей и председатель Союза офицеров Украины считает, что реформа СБУ катастрофически запаздывает.
«Время идет, а направленных эффективных изменений по-прежнему нет. За последние годы я слышал много обещаний, но сделано так ничего и не было», — рассказал он «Обозревателю».
По мнению офицера, сокращение численности сотрудников СБУ для реформы ведомства не имеет определяющего значения.
«Численность сотрудников имеет значение чисто в экономическом плане – меньшее количество людей должно работать более прицельно и эффективно. Это позволит повысить зарплаты офицерам СБУ», — говорит он.
Генерал также обращает внимание на то, что давно надо было проводить изменения в структурном плане.
«Особенно – ликвидировать так называемый «главк «К», который вместо борьбы с коррупцией возглавил ее. По крайней мере, руководящий состав отдела «крышевал» коррупционные схемы и контрабандные потоки. Потому, чем скорее эту функцию у СБУ отберут, тем чище станет атмосфера», — уверен Скипальский.
В то же время он предостерегает от того, чтобы полностью передавать функции следствия другим ведомствам: «Я бы не торопился это делать, потому что в условиях борьбы с террором и подпольем, которое нам навязывает Россия, быстротечное следствие вряд ли окажется эффективным. Может получиться так, как и все в Украине: одни задерживают, другие освобождают».
Он отмечает, что на сегодня ни одного грандиозного процесса по осуждению иностранных шпионов пока что общество не видело.
«Пока что СБУ не удосужилось провести серьезных расследований ни по Януковичу, ни по бывшему руководителю своей службы Якименко», — говорит генерал.
Александр Скипальский считает, что когда ситуация немного стабилизируется, тогда можно будет передать эти функции в единые руки – в Следственный комитет.
«Но все это нужно делать постепенно. Сначала надо запустить Антикоррупционный комитет, создать все структуры, которые переберут на себя новые обязанности, а потом уже не спеша передавать. И то — надо детально проанализировать: возможно, есть резон оставить при СБУ какую-то группу следователей по борьбе с иностранной разведкой и государственной изменой, поскольку это непростая работа для общих следователей, для этого надо быть специализированным высокопрофессиональным следователем», — рассуждает он.
И все же Александр Александрович высказывает сомнения в том, что сегодняшнее руководство СБ обладает потенциалом для реформирования Службы соответственно требованиям времени.
«Нынешнее руководство умеет пиариться, но отказывается фундаментально использовать опыт работы спецслужб: с целью пиара это все осуждается, все закрашивается коммунистическим прошлым. Но так быть не должно, потому что в СБУ были далеко не все предатели. Там есть много честных, профессиональных, опытных людей, которые могли бы передать опыт «подрастающему» поколению, потому что за последние 10 лет СБУ наработала только один опыт: как не нужно работать», — делает вывод Александр Скипальский.