Названы способы, как не ошибиться с покупкой долларов

Эксперты советуют не бежать за толпой и научиться определять границы роста курса minfin.com.ua

Эксперты советуют не бежать за толпой и научиться определять границы роста курса
minfin.com.ua

Вопрос, как не ошибиться с покупкой валюты, волнует почти всех взрослых украинцев после недавнего панического взлета курса доллара, когда люди стояли в очередях в обменники или спешили к подпольным менялам, чтобы купить валюту заметно дороже, чем они реально смогли бы продать после окончания паники.

О том, как обезопаситься от покупок на пике спекулятивного курса и понять, нынешний курс— это все ещё «панический» или уже нормальный,поделились эксперт информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Андрей Шевчишин и руководитель консалтинговой компании MPP Consulting Павел Мельник, пишет «Сегодня», передает 24Daily.net.

Деньги — это не только универсальный эквивалент стоимости товаров. Они и сами явлются товаром, только особого вида. А курс валюты — это не что иное, как цена этого товара, выраженная в другой денежной единице. Этот товар подчиняется всем основным рыночным законам, в первую очередь — закону спроса и предложения.

«Колебания курса формируются под действием изменения спроса и предложения валюты на рынке, а также под влиянием ожиданий изменения этого спроса и предложения в будущем,— говорит Андрей Шевчишин. — К примеру, экономический агент хочет купить $1 млн, а продавцы в это время реально могут предложить только $0,8 млн. Возникает классическая ситуация превышения спроса над предложением, в которой продавцы могут поднимать цену товара, или, в нашем случае, курса».

Но курсы валют определяются также и такими субъективными факторами, как уровень доверия населения к той или иной валюте. Если мы по каким-то причинам меньше доверяем своей валюте, то покупаем чужую, увеличивая ее курс. От этого наше доверие к своей валюте ослабевает еще больше, и выходит замкнутый круг.

«Главное — не поддаваться панике, — советует Андрей Шевчишин. — Также всегда желательно держать свои сбережения в разных валютах и разных банках».

Действительно, если вы не рискуете в одночасье потерять все, у вас будет гораздо меньше желания побежать следом за паникерами. Как говорит Павел Мельник, так или иначе со временем курс начинает возвращаться к правильному, то есть экономически обусловленному.

С другой стороны, сидеть на мешках с гривней, пока она девальвирует, тоже не самая разумная стратегия. Хотелось бы понимать, есть ли смысл закупаться валютой, или повышение является спекуляцией или паникой, за которыми тут же последует откат? К сожалению, это не так просто.

«Отличить эмоциональный всплеск от тренда трудно», — говорит Андрей Шевчишин. Например, для девальвации гривни основания были и остаются. В Украине среднемесячное негативное сальдо платежного баланса с января 2012 г. составляет $450 млн, а с января 2014 г. — более $1 млрд.

«Несмотря на обвал нацвалюты (который, по логике, должен был привести к удешевлению себестоимости, а значит, и экспортной цены отечественных товаров), по данным НБУ внешнеторговый баланс остается отрицательным и сохраняется отток валюты в рамках погашения ранее взятых обязательств. В марте ситуация изменилась благодаря кредиту МВФ, но будущее пока еще в тумане», — говорит Андрей Шевчишин.

Что нужно уметь делать, так это хотя бы приблизительно определять те границы курса, за которые валюта не должна выходить. К счастью, существуют методы, доступные не только экономистам, но и простым смертным.

Андрей Шевчишин указывает, что можно моделировать систему курсов, исходя из ожиданий и прогнозов изменения платежного баланса. Можно использовать сложные монетарные модели, но есть и простые варианты.

Некоторые специалисты в качестве таких предлагают следующую формулу: денежная база, деленная на величину золотовалютных резервов, рассчитанную в той валюте, которая интересует. Эта нехитрая математическая операция должна приближенно указать тот верхний предел, выше которого курс валюты не должен подниматься в принципе (если исключать панические и спекулятивные всплески).

Однако с этим методом не все так ясно. Хотя бы потому, что объем золотовалютных резервов в Украине может меняться просто скачкообразно, в зависимости от того, то ли надо быстро расплачиваться по старым кредитам, то ли удалось получить новый. Например, в марте эти запасы увеличились на 77,2%, или на $4,35 млрд — до $9,97 млрд.

Если денежную базу за февраль (более свежих данных Нацбанк пока не приводит), то есть 331,6 млрд грн, поделить на эти самые $9,97 млрд, то получится курс 33,26 грн за доллар. «А если взять прогнозы НБУ по росту денежной базы (до 424,16 млрд грн) и ЗВР (до $18,2 млрд) на конец 2015 года, то формула даст курс около 23,4 грн за доллар», — говорит Андрей Шевчишин.

Однако, по мнению Павла Мельника, этот метод не отражает реального спроса на валюту. Фактически он опирается только на статические макроэкономические показатели, без учета динамики рынка. Т. е. денежная база может быть сколь угодно большой, но если нет предпосылок для увеличения спроса на валюту, она не будет оказывать реального влияния на курс доллара.

Поэтому курс, получаемый по этой формуле, может быть сильно завышен. С другой стороны, наличие определенного объема золотовалютных резервов еще не означает, что они в случае необходимости будут брошены на поддержание курса гривни. Это определяется политикой НБУ — тем, как он думает распорядиться своими резервами.

Еще один метод моделирования курса иностранной валюты — инфляционный паритет: сопоставление темпов потери покупательной способности разных валют. «Допустим, за какой-то период времени инфляция в США составила 2%. А у нас — 10%. Соответственно, присутствует дисбаланс на 8%. Вот курс и должен вырасти на эти самые 8%», — рассказывает Павел Мельник.

Тут одна тонкость: в качестве исходного для такого расчета лучше использовать не текущий рыночный курс, а тот, который тоже рассчитан по методу инфляционного паритета. И чем дольше вы проводите такие операции, тем достовернее должны быть результаты.

Естественно, рыночный курс доллара будет отличаться от паритетного. По словам Павла Мельника, хорошей считается разница в 10%. Если она больше, это может говорить об искажении реального курса, например, за счет административных мер. Если эта разница превышает 50%, можно говорить о крупном дисбалансе, за которым должен последовать обрыв курса. К примеру, в конце 2008 года при курсе паритета в 8,43 грн реальный курс был 5,12 грн — разница в 60%. Последовал взлет курса доллара, и в следующем году разница курсов сократилась до 19%.

Как сообщал «Обозреватель», председатель Национального банка Украины Валерия Гонтарева во вторник, 14 апреля, во время еженедельной встречи с банкирами заявила достижении эквилибриума на валютном рынке, что дает возможность для его либерализации.

Теги: , , ,

Оставить комментарий

Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной статье. Комментарии содержащие призывы к насилию и экстремизму, а также нецензурную лексику будут удалены. Регулярное нарушение данных правил повлечет к блокированию Вашего IP адреса. Размещение ссылок в комментариях запрещено.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*