Никакой доброй воли, никакого альтруизма здесь нет. Это вообще не скидка, Газпром не теряет ни одного цента, это всего-навсего, так называемое, не взимание экспортной пошлины.
Этот шаг – результат краха политики, которую проводил Кремль, используя Газпром как инструмент политического влияния. В результате они увидели, как теряют украинский рынок. В прошлом году объем импорта газа из России оказался беспрецедентно низким за всю историю украино-российских газовых отношений – всего-навсего 14,5 млрд кубометров. Это практически в три раза меньше чем еще несколько лет назад.
Россия теряет часть рынка и в Украине, и в ЕС. Сейчас они увидели, что технические возможности Украины по реверсу газа из Европы превышают нужды нашего импорта. То есть, мы можем вообще ничего не импортировать из России, учитывая мощности реверса из Польши, Словакии и Венгрии.
Россияне проигрывают конкурентную игру европейским поставщикам газа, поэтому у них нет другого выхода, кроме как снижать цену на газ. Более того, газовые цены на рынке будут двигаться по нисходящей — во втором квартале цена будет меньше, чем в первом, в третьем меньше, чем во втором, в четвертом она еще упадет. Цена на газ повторяет динамику цен на нефть за последний год.
Богдан Соколовский, бывший уполномоченный президента по вопросам энергетической безопасности
Россия не хочет отпускать украинский рынок. Газпром и Кремль увидели, что Украина не на шутку готовится к реверсным поставкам газа из Европы, то есть возможен полный отказ от российского газа. С другой стороны, Европа тоже всерьез думает о снижении объема поставок газа из России. Все это финансовая беда для Газпрома, поэтому они пошли на такие уступки и задекларировали снижение цены на газ.
У них был некий запас мощности в 2009 году, когда мы подписывали газовый контракт. Тогда мы пошли на немыслимые уступки. Россия поставила Украину и ЕС в очень невыгодные условия. Теперь у России нет места для маневра.
Мы можем вообще обойтись без российского газа. Но для этого 20-22 млрд кубометров газа в год надо купить на Западе по реверсу. Действующий сейчас малый реверс дает нам примерно 10-12 млрд, большой может дать до 30 млрд. Учитывая, что мы добываем примерно 20 млрд – этого абсолютно достаточно, чтобы удовлетворить все нужды украинского потребителя.
Украина потребляла немногим больше 50 млрд кубометров в год. С учетом аннексии Крыма, потери контроля над частью Донбасса и прекращением работы многих крупных предприятий – для нас будет достаточно даже 40 млрд.
Правда, чтобы наладить большой реверс, нужно было работать над этим еще с прошлого года, это большая работа. Нас никто с газом не ждет. Самым перспективным партнером для Украины здесь может быть Норвегия, они уже сейчас серьезно конкурируют с Газпромом. Нужно ехать и вести переговоры.