Внедрение Минюстом электронных справок не только облегчит жизнь и сэкономит время граждан и предпринимателей, но и значительно уменьшит коррупционную составляющую и увеличит приток инвестиций в страну. Если, конечно, удастся убедить «младший» чиновничий состав не саботировать процесс.
«Бумажные справки для бизнеса и обычных граждан уходят в прошлое», — торжественно сообщил на днях министр юстиции Павел Петренко, пишет delo.ua, передает 24Daily.net.
По его словам, это позволит существенно облегчить жизнь предпринимателям и улучшить климат для новых инвестиций. Однако нововведения могут не найти отклика среди чиновников, привыкших к «платному ускорению» и прочим «прелестям» постсоветсткой бюрократии. Поэтому главной задачей Минюста на сегодняшний день становится внедрение электронного документооборота не только технически, но и в умы — как граждан, так и чиновников.
Согласно официальной статистике Минюста, ежегодно украинские предприниматели и физлица около 5 миллионов раз обращаются в органы регистрации за справками, выписками, извлечениями и прочими документами, которые нужны в бумажном виде и имеют ограниченный «срок годности». Из них около 3 млн обращений — за регистрацией объектов недвижимости и сопутствующими документами.
«Каждый раз бизнес/гражданин тратит на такую справку в лучшем случае 6 часов — сначала нужно отстоять очередь, чтобы подать документы, а затем — чтобы забрать. Реально же процедура может занимать несколько дней на каждом этапе, поскольку попасть к регистратору с первого раза не так уж просто. Таким образом, минимум 30 миллионов человеко-часов каждый год тратится на то, что в цивилизованном мире уже давно делают одним кликом мышки и распечатывают на принтере», — признает бывший глава Главуправления юстиции в г. Киеве, а ныне народный депутат Андрей Помазанов. По его словам, служащие регистрационных подразделений половину (!) своего времени тратят как раз на формирование и распечатывание справок и выписок.
Какие еще выгоды кроме ускорения процедуры принесет электронный документооборот?
Первая — это «уравнивание в правах» электронных и бумажных документов. Электронные выписки не нужно будет дополнительно заверять даже электронной цифровой подписью, не говоря уже о печати регистратора или нотариуса. Уже сам факт распечатки с официального сайта со штрих-кодом и уникальным номером будет идентифицировать документ как настоящий. Оплата административных услуг также будет происходить в онлайн режиме с помощью платежных карт. А если документ понадобится повторно, то не будет необходимости формировать его еще раз: он будет определенное время храниться в базе запросов на сервере Минюста. Более того, по решению правительства все органы исполнительной власти обязаны использовать информацию из реестров и не должны требовать бумажные копии таких документов.
«Недостающие или просроченные выписки из официальных реестров — один из легальных способов генерировать коррупцию, отсеивая участников госзакупок, отказывая в рассмотрении дел в суде, не оформляя документы на таможне и еще во многих других случаях. Если теперь этот пласт «отпадет», бизнес должен почувствовать радикальное облегчение при ведении бизнеса в стране», — уверен член комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия Игорь Алексеев.
Второе новшество — это возможность получения ряда документов в электронном виде после того как необходимые бумаги были поданы в офис регистратора, то есть без повторного визита. В частности, такими документами являются свидетельство на право собственности недвижимости, извлечение о госрегистрации объекта, решение об отказе в регистрации прав и ряд других.
Третье — это расширение функционала Единого госреестра предприятий, который позволит бизнесу формировать выписки не только по коду или названию компании, как это происходит сегодня, а и по директору либо информации об учредителях. Это существенно упростит возможности поиска и получения официальных данных. «Одним из примеров успешной работы такого рода открытой базы данных с онлайн-доступом уже является открытый реестр недвижимого имущества, который также администрируется одним из госпредприятий Министерства юстиции. Сегодня на его сайте можно найти данные о владельцах жилья, что уже облегчило жизнь предпринимателям и обычным покупателям жилья, ведь всегда можно проверить, не перепродана ли квартира дважды, не пребывает ли в залоге или под арестом. Если аналогичный по простоте и удобству функционал появится у других реестров, работа с госорганами станет эффективнее в разы», — отмечает Андрей Помазанов.
Четвертое — расширение количества субъектов, которые смогут предоставлять услуги по регистрации. К примеру, парламент уже принял закон, по которому нотариусы получили право регистрировать договора аренды земель сельскохозяйственного назначения (паи).
«Только за прошлый год миллион украинцев обратилось за перерегистрацией этих договоров. Физически это сделать силами, условно говоря, 2 тысяч регистраторов, невозможно. Теперь к этому процессу мы подключаем частных нотариусов, которых в Украине около 6 тыс. Этим мы снимем огромные очереди и напряжение, особенно в аграрных областях, где люди по несколько недель стояли в очередях для того, чтобы зарегистрировать один из договоров аренды своего земельного пая», — сообщил Павел Петренко. Следующим шагом, отметил он, может быть передача частным нотариусам права регистрировать все объекты недвижимости.
Переход на электронный документооборот с бизнесом, а также улучшения в ряде других сфер предоставления государством услуг своим гражданам могут позволить Украине уже в этом году существенно улучшить свои позиции в рейтинге легкости ведения бизнеса DoingBusiness, который ежегодно рассчитывают эксперты Мирового банка. «Мы поднимемся примерно на 16-20 пунктов. А мировая практика показывает, что каждый пункт рейтинга — это минимум $600 млн потенциальных иностранных инвестиций. Таким образом, мы можем говорить о возможности привлечения около $10-12 млрд в течение ближайших лет только за счет упрощения процедур регистрации компаний и собственности, закрытия бизнеса, обеспечения контрактов. К 2020 году это может привести к созданию до 70 тыс. рабочих мест. В первую очередь — за счет малого и среднего бизнеса», — уверен Петренко.
Но главное, чтобы важность введения электронного документооборота осознали на местах. Саботаж на среднем и низшем чиновническом уровне — то, чего больше всего боятся в Минюсте. «К сожалению, очень большой остается вероятность того, что чиновники на среднем и нижнем уровне будут саботировать упрощения: будут умышленно выводить из строя сервера, навязывать дополнительные платные услуги. Поэтому эффективность нововведения будет зависеть еще от того, насколько качественно будет проведена работа по информированию как бизнеса и граждан, так и персонала министерства о сути и целях реформ», — уверен Андрей Помазанов.