Как заработать миллиард

Фото: DR

Фото: DR

Forbes.ua описало историю успеха основателя Shutterstock Джона Оринджера

Джон Оринджер размашисто шагает по 21-му этажу небоскреба Empire State Building: он спешит на фотосессию для журнала. Пока фотограф снимает его, Оринджер фотографирует в ответ. В помещении царит жуткий беспорядок: зимой весь этот этаж (и еще один сразу под ним) станет домом для компании Оринджера – Shutterstock, в которой работают 295 сотрудников. С момента IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже в октябре 2012-го курс акций Shutterstock вырос более чем втрое. Сейчас проект оценивают в $2,5 млрд, а личное состояние предпринимателя – в $1,3 млрд.

Погоня за лидером

Помещение в Empire State Building идеально подходит для штаб-квартиры первого Нью-Йоркского техномиллиардера, в планах которого превратить Shutterstock в крупнейший в мире фотобанк. Сейчас лидер в этой сфере – Getty Images, которой владеет инвестиционный фонд The Carlyle Group. Но Оринджер наступает: за несколько последних месяцев 39-летний предприниматель заключил сделку об использовании фотографий Shutterstock в рекламе на Facebook, запустил проект по продаже клиентам высококачественных снимков и привлек $276 млн в ходе второй эмиссии акций. И все это – вместе с расширением и оптимизацией фотобанка, насчитывающего 25 млн изображений и 1 млн видеороликов.

Десять лет назад Shutterstock начиналась с фотоаппарата Canon Rebel за $1000 и небольшого офиса. Сегодня проект превратился в онлайн-платформу, ежедневно пополняющуюся 20 000 новых снимков от 40 000 фрилансеров со всего мира. «Мы постоянно наращиваем темп. Например, сейчас в среднем продаем по два изображения в секунду», – рассказывает Оринджер, сидя в своем небольшом аскетично обставленном офисе на Уолл-стрит, где временно разместилась Shutterstock. PR-директор прерывает его замечанием: уже три изображения в секунду. «Это что, свежие данные? Отлично! – широко улыбается бизнесмен. – Три фото в секунду. Впервые озвучиваю эту цифру публично».

Благодаря мощному притоку клиентов выручка Shutterstock в 2013-м может достичь $230 млн, увеличившись за год на 35%. EBITDA по сравнению с прошлым годом вырастет на 39% и достигнет $49 млн. Объем рынка фотобанков оценивают в $6 млрд. Оринджер готов поспорить, что сможет отхватить от этого пирога $1 млрд. «Если бы я хотел заняться чем-то другим, то не проводил бы IPO», – уверяет он.

Фотостарт

Выросшему в небольшом городке Скарсдейл, Оринджеру всегда легко давалось программирование. Свой первый код он написал еще в начальной школе, затем создавал простенькие игры и плагины для электронных досок объявлений. «Мне всегда было интересно заставлять компьютер делать то, что у человека отняло бы массу времени», – вспоминает предприниматель.

Зарабатывание денег Оринджеру тоже казалось увлекательным занятием. Будучи студентом факультета информационных технологий в университете Стоуни-Брук, он создал одно из первых приложений для блокировки всплывающих окон в браузере и продал тысячи его копий. В 1996-м окончил вуз и поступил в магистратуру Колумбийского университета. «Не то, чтобы мне очень хотелось получить степень магистра, – признает Оринджер. – Я пытался создавать новые продукты, дополняющие мой блокировщик. Раз уж люди за него платили, я решил, что смогу предложить и еще что-нибудь».

К 2002 году предприниматель продал достаточно программ, чтобы купить квартиру на Манхэттене за  $450 000. Он продолжал писать программное обеспечение: персональные брандмауэры, блокировщики файлов cookies. Рассылая письма потенциальным клиентам, Оринджер заметил, что продукты продаются лучше при наличии фото. Чтобы не покупать дорогие снимки в фотобанках, он приобрел камеру Canon и стал снимать сам. Затем быстро сообразил, что другим онлайн-предпринимателям тоже нужны фотоснимки, и решил создать сайт по их продаже. Так в 2003 году родилась Shutterstock.

За следующий год бизнесмен сделал около 30 000 снимков. «Я фотографировал все, что ни попадя – свои завтраки, обеды и ужины. Фотографировал друзей и заставлял их подписывать договор о правах на публикацию, – признается он. – Оказалось, что создать коммерческую фотобазу очень просто». Со временем он нанял администратора по организации фотосессий. Через доску объявлений Craigslist тот искал моделей за  $100 в день, которые позировали в залах заседаний, на импровизированных пикниках или просто сидя за столиком с газетой и чашкой кофе.

Купив подписку за $49 в месяц, клиенты могли скачивать неограниченное количество фотографий. Оринджер приобрел рекламу у Google и лично продвигал свой сайт. Вскоре изображения стали приобретать быстрее, чем он успевал снимать новые, и бизнесмену пришлось нанять фрилансеров.

Публичные задачи

Появление «микростоков» – фотобанков с дешевыми типовыми изображениями, которые клиенты ленились снимать сами, больно ударило по фотоиндустрии. Shutterstock и ее конкуренту iStockphoto приходилось продавать за $1 снимки, которые раньше стоили $500. В итоге в 2006 году компания Getty Images приобрела iStockphoto за $50 млн. А в 2008-м она выкупила все собственные акции на 65% дешевле, чем они стоили до финансового кризиса.

«Сейчас все копируют идеи Оринджера. Но они возникли у него еще десять лет назад», – напоминает Джефф Либерман из венчурного фонда Insight Venture Partners, который стал инвестором Shutterstock в 2007-м. В тот год штат Shutterstock разросся до 30 сотрудников: они занимались веб-разработкой, обслуживанием клиентов и биллингом. Руководить Оринждеру было непросто. «Прежде я ни разу не работал ни в одной компании. Поэтому пришлось потратить массу времени на поиск помощника», – рассказывает он. В 2010-м Оринджер нанял операционного директора – Тило Семмельбауэра, который до этого работал в компании Weight Watchers и на сайте TheLadders.com.

000Вопреки традиции, которой следуют стартаперы Восточного побережья, Оринджер не стал привлекать средства  больших венчурных фондов. Он не нуждался в деньгах: Shutterstock приносила доход с момента создания. Правильность своего решения предприниматель осознал в 2012 году. Когда Shutterstock провела первичное размещение акций, 50% компании остались у ее основателя (в сентябре 2013-го Оринджер заработал $145 млн на продаже бумаг дополнительной эмиссии).

Решение об IPO далось ему непросто. Но в итоге он решил, что выход на биржу улучшит финансовые показатели компании, сделает Shutterstock более известной и добавит ей «солидности», необходимой для работы с крупными клиентами. Главный минус – теперь фотобанку постоянно приходится думать о том, как наращивать доход в угоду акционерам. Оринджер планирует расширить географическое присутствие  Shutterstock: у компании уже есть представительство в Великобритании, а скоро ее офис появится в Берлине.

Предприниматель уверен: вскоре видео станет таким же востребованным инструментом у создателей онлайн-рекламы и владельцев медиапроектов, как сейчас фотографии. Когда это произойдет, на сайте Shutterstock уже будут доступны миллионы дешевых и качественных видеороликов. «Мы создаем рынки, – рассуждает Оринджер. – По мере роста компании важно всегда задавать себе вопрос: как сделать так, чтобы она оставалась инновационной? До сих пор мы справлялись с этим, и будем продолжать развиваться, не теряя инновационности. Хотя это и непросто».

Теги: , , , , ,

Оставить комментарий

Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной статье. Комментарии содержащие призывы к насилию и экстремизму, а также нецензурную лексику будут удалены. Регулярное нарушение данных правил повлечет к блокированию Вашего IP адреса. Размещение ссылок в комментариях запрещено.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*