Теракты в Украине. Эксперты назвали главную причину и города, которые под угрозой

Фото: Facebook Слава Мавричев

Фото: Facebook Слава Мавричев

Число жертв теракта в Харькове, где 22 февраля произошел взрыв на мирном шествии в честь годовщины Майдана, возросло до четырех. 

«Кровь всех четверых мирных демонстрантов на руках у Путина и своры его террористов. Будьте вы прокляты и горите в аду!» – написал в своем Facebook советник главы МВД Антон Геращенко, передает 24daily.net со ссылкой на «Обозреватель».

К сожалению, это не первый теракт в Харькове и в Украине за несколько месяцев. И, к сожалению, нет никаких гарантий, что за этими взрывами не последуют новые.

С просьбой объяснить, кто стоит за терактами, почему не все они предотвращаются, и насколько может расшириться их география, «Обозреватель» обратился к депутату Верховной Рады Украины 2-3 созывов, полковнику СБУ в запасе Александру Жиру, военному обозревателю Алексею Арестовичу и генерал-полковнику в отставке, бывшему начальнику Генерального штаба ВСУ, экс-первому заместителю министра обороны Украины Анатолию Лопате.

АЛЕКСАНДР ЖИР, депутат Верховной Рады Украины 2-3 созывов, полковник СБУ в запасе

-Почему СБУ не может предотвратить теракты, которые происходят в разных точках Украины?

-Теракты являются одной из составных частей агрессии, которую проводят спецслужбы России. К сожалению, после того развала СБУ, который был устроен Януковичем и его командой под руководством наших «друзей» из Москвы, спецслужба на сегодняшний день восстанавливается. Но, к сожалению, действия спецслужб соседней страны на сегодняшний день носят достаточно агрессивный характер. Они готовились к этому не один год.

-Следует ли пригласить зарубежных специалистов для работы в СБУ, чтобы повысить ее профессиональный уровень?

-На мой взгляд, в Украине достаточно специалистов – более высокого уровня, чем зарубежных, чем российских. Однако, к сожалению, глупая политика так называемой люстрации сотрудников спецслужб, среди которых огромное количество настоящих патриотов, преданных Украине, которые по глупости новоиспеченных шариковых оказались не у дел. Я уверен, что мы можем все это остановить – для этого сегодня надо дать возможность вернуться на действительную военную службу в органы безопасности людям, которые имеют достаточный опыт, а таких у нас в Украине очень много.

-Какие меры необходимо предпринять, чтобы предотвратить новые теракты?

-Нельзя назвать меры, которые сегодня должны быть предприняты, чтобы завтра не было терактов. Сегодня нужно максимально мобилизовать работу, прежде всего, спецслужб. Нужно укрепить спецслужбы. Сегодня в СБУ работает много молодых классных ребят, но они, к сожалению, не имеют ни жизненного опыта, ни опыта работы в спецслужбах, чтобы противостоять агрессии, которая идет со стороны соседнего государства. На мой взгляд, в этом состоит главная проблема.

-Вы сказали, что террористическая опасность исходит со стороны соседнего государства. Если бы был перекрыт неконтролируемый участок российско-украинской границы, насколько уменьшилось бы количество терактов?

-Я думаю, что в течение месяца мы практически покончили бы с этой проблемой в Украине. Понятно, что, не контролируя границу, мы не имеем возможности значительно ослабить позиции террористов на территории нашей страны.

-По вашим оценкам, в каких регионах, в каких населенных пунктах могут произойти новые теракты?

-На мой взгляд, это, прежде всего, области так называемой «Новороссии» — там, где наши соседи не оставляют намерений дестабилизировать ситуацию. В первую очередь, это те восемь областей (юга и востока Украины — ред.).

АЛЕКСЕЙ АРЕСТОВИЧ, военный обозреватель

-Теракты преследуют цель дестабилизировать обстановку и показать, что украинская власть не в состоянии обеспечить порядок в стране. Чтобы война была более успешной, Кремлю нужна дестабилизация внутренней ситуации. Харьковское направление – следующее для дестабилизации. Харьковская область становится тыловой областью, через которую будет идти снабжение, где будут создаваться резервы и так далее. Поэтому для России очень важно, чтобы там была нестабильная ситуация.

- Харьковское направление – следующее. А дальше?

-Остается тема Мариуполя (где накануне был предотвращен теракт - ред.) и тема Одессы.

- Направления понятны, понятна мотивация российских спецслужб. Почему наша СБУ не действует на упреждение?

-Они действуют на упреждение, просто не все становится известным. Например, по сообщениям СБУ, 22 февраля в Харькове должно было быть четыре теракта, а был один. Должен был быть теракт в Одессе. Идет борьба, с той стороны действуют профессионалы, поэтому – когда получается, когда не получается.

-Если действительно с той стороны действуют профессионалы, возможно, Украине в плане гуманитарной помощи от Запада следует попросить еще и специалистов спецслужб?

-Дело в том, что западные спецслужбы ничем особенным нам не помогут. Всегда есть возможность борьбы собственными силами. Другое дело, что нужно в принципе менять всю систему национальной безопасности – без этого все шаблоны и протоколы будут бесполезны. Нужна также политическая воля, чтобы назвать чиновников местного уровня, которые поддерживают сепаратизм.

Война проста тем, что всегда виноват командир – что бы ни произошло. Кто у нас командир? Петр Алексеевич. Вот с него и надо спрашивать.

АНАТОЛИЙ ЛОПАТА, генерал-полковник в отставке, бывший начальник Генерального штаба ВСУ, бывший первый заместитель министра обороны Украины

-СБУ на сегодняшний день пытается восстановить свои возможности. Она очень много потеряла в силу известных кадровых проблем – значительное количество руководящего состава, начиная с председателя СБУ, были представителями ФСБ России. Не менее восьми человек в руководстве СБУ представляли интересы соседнего государства. Сегодня такая же проблема наблюдается во всех регионах Украины. Чтобы иметь действенные органы Службы безопасности, следовало бы иметь определенный комплекс, который, прежде всего, зависит от контакта должностных лиц, местных органов власти, правоохранительных органов, общественных структур и отдельных граждан, которые предоставляют определенную информацию для СБУ.

Думаю, мы к этому придем, но нужно определенное время. Года, который прошел, недостаточно, чтобы сформировать кадровую основу Службы безопасности.

-Поскольку профессионалы СБУ работали на соседнее государство, не следует ли нам позаимствовать опыт зарубежных стран в борьбе с терроризмом?

-Проведение соответствующих занятий с целью повышения уровня профессионализма может быть весьма полезным, однако доверить иностранцам вопросы безопасности страны – это неправильно. Я склоняюсь к тому, что надо готовить совершенно новых людей из числа тех, кто проявил свои бойцовские качества, защищая наше государство. Это огромная кадровая работа.

-Итак, сегодня в СБУ недостаточно профессионалов, но ситуация требует быстрых и эффективных решений. На что способна СБУ в ее нынешнем состоянии, чтобы предотвратить новые теракты?

-Сначала надо поднять то, что есть. Есть профессионалы, и эти профессионалы не лишены патриотизма, который востребован. Их надо сейчас подтянуть. Каждый из них, в свою очередь, должен отобрать не менее трех человек.

-Вы считаете, что все упирается в кадровый вопрос?

-Это основа. Сегодня нет проблемы в технических средствах, хотя это и составляющая процесса. Сегодня главный вопрос – кадровый. Люди решают все. И их нет.

-Исходя из того, что вы сказали, к сожалению, можно ожидать, что в Украине будут новые теракты?

-Мы должны были бы это предполагать с самого начала. Самая главная задача противника – дестабилизировать ситуацию внутри государства. Этой задаче мы должны противопоставить работу общественных организаций, отдельных людей на предотвращение возможных терактов. Нужно обращать внимание на непонятных людей, незнакомых, которые непонятно где проживают, сообщать о них в СБУ. Мы должны делать это вместе. Без поддержки людей СБУ не справится с этой задачей.

-По вашему мнению, в каких регионах страны могут возникнуть новые «горячие точки»?

-Сегодня самая главная «горячая точка» — это Мариуполь, дальше – Запорожье, Херсон, Харьков, Чернигов, Одесса (потому что цель – сделать сухопутный коридор в Крым – не снята) и Киев.

-Вы считаете, что помимо сугубо военной операции, которая осуществляется по маршруту возможного сухопутного коридора, в этих населенных пунктах будут и теракты?

-Конечно. Если готовится что-то крупное, то готовится со всех сторон. Это и глубокая разведка, и организация информационного обеспечения операций, и нанесение диверсионных ударов по уязвимым местам страны – коммуникациям, железнодорожным узлам и другим стратегическим объектам. Мы должны понимать, что мы живем в совершенно другом измерении. Страна по-прежнему живет в мирном времени, а мы должны жить в военном времени.

Теги: ,

Оставить комментарий

Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной статье. Комментарии содержащие призывы к насилию и экстремизму, а также нецензурную лексику будут удалены. Регулярное нарушение данных правил повлечет к блокированию Вашего IP адреса. Размещение ссылок в комментариях запрещено.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*