Реформа избирательного законодательства в Украине сталкивается с большими сложностями. Ведущие политические силы страны не спешат адаптировать избирательную систему к европейским стандартам и переходить на прозрачные схемы партийного финансирования.
Но принятие необходимого законодательства – лишь половина дела. Гораздо сложнее обеспечить выполнение этих норм, минимизировав пути для нарушений.
С подобными проблемами столкнулись многие восточноевропейских стран, в том числе и Чехия. Такой опыт может быть полезен для Украины.
* * * * *
На первый взгляд ситуация с прозрачностью финансирования политических партий в Чехии выглядит хорошо, ведь все политические партии должны ежегодно направлять финансовые отчеты. Впоследствии эта информация должна проверяться парламентом.
Но на самом деле аудит партийной отчетности фактически не проводится.
Эти отчеты только собирают пыль в библиотеке, и парламент никогда их не оценивает!
Ни одну партию не оштрафовали за прорехи в финансировании, а в отчете порой отражена неполная информация. Например, доходы, задекларированные в финансовых отчетах, отличаются от суммы пожертвований. Также есть проблема с соблюдением рыночных условий при получении кредитов.
В случае, когда кто-то предоставляет партии кредит с большой скидкой, с нулевой или почти нулевой процентной ставкой, фактически просто отдавая деньги даром, преференциальную сущность кредита невозможно установить. Это не предусмотрено действующим законодательством.
Частично эту проблему решает третий сектор.
В Чехии существует целый ряд неправительственных организаций (НПО), сосредоточивших свое внимание на исследовании открытых данных. Многие организации, в том числе и представители медиа, пытаются получить и опубликовать информацию о зарплатах и бонусах чиновников и подчиненных чиновников. Это не означает, что высокий уровень доходов обязательно является чем-то плохим, но нужно установить, нет ли здесь определенных неэтичных связей. Это возможно только тогда, когда соответствующая информация доступна каждому.
Но такая прозрачность противоречит закону о защите личных данных, запрещающему публикацию подобной информации. Впрочем, его можно обойти, поэтому в этой сфере продолжается противостояние.
С одной стороны, идет борьба за прозрачность и выявление коррупционных рисков, а с другой – за защиту личной жизни политиков.
Это настоящее поле боя! За этим интересно наблюдать, но имеющейся информации недостаточно, и обычно она становится явной слишком поздно.
Положений действующего закона явно недостаточно для достижения значительных результатов.
НПО преимущественно сосредотачиваются на улучшении закона. Небезуспешно – существует целый ряд рекомендаций и принципов, вошедших в новый законопроект Министерства внутренних дел. Политикам остается принять и улучшить предложения вместо того, чтобы ослаблять их или отвергать.
При этом успешность медиа выше, чем у государства, ведь именно журналисты разоблачили ряд коррупционных рисков. Например, им удалось обнаружить связь между нынешним президентом Милошем Земаном и российской компанией «Лукойл» (чешские СМИ сообщали, что Мартин Неєдли, глава местного отделения «Лукойла», дал 400 тыс. крон на избирательную кампанию Земана. – Ред.).
Если говорить о кредитах для партий, то система такого отчета достаточно сложна и востребована. Партия может получить, например, миллион крон, и это будет зафиксировано, но за кадром останется то, что эта операция фактически является частью большего кредита.
Если кто-то вносит пожертвование, то следует подписать контракт, в котором указано, что это личные средства, которые передаются в пользу партии, но в случае кредитов таких договоров быть не может.
Другая проблема заключается в возможности финансирования партий из-за рубежа.
Иностранным компаниям не разрешается финансировать политические партии, но ничто не мешает их работникам лично передавать политикам деньги от имени компании.
Такие вещи почти невозможно зафиксировать, ведь в ежегодных отчетах политических партий имеется перечень доноров, но нет информации о том, кто они и на кого работают.
Известны также примеры скрытого финансирования партий из местных бюджетов!
Много небольших городков и сел, и даже города вроде Праги, имеют собственные предприятия. Несмотря на то, что это не государственная, а коммунальная собственность, они все равно не могут делать пожертвования. Впрочем, поскольку нет достаточного количества зон контроля, а компании не всегда разбираются в законодательстве, они порой делают такие взносы.
Сейчас такая информация публикуется онлайн, что уменьшает поле для злоупотреблений. Впрочем, гораздо важнее понять,
почему предприятия, которыми владеет местная власть, дают деньги политическим партиям? Какими мотивами они руководствуются?
Это очень запутанная связь, поэтому сложно получить конкретную информацию, ведь государственные компании не обязаны обнародовать свои сделки.
Известны в Чехии и примеры политической коррупции.
В 1997 году, когда при власти были Гражданские демократы (ODS), СМИ обнаружили, что недавно приватизированная компания, Тршинецкий металлургический комбинат, перечислила более миллиона крон на банковский счет в Швейцарии, принадлежащий партия ODS. Это было незаконно, потому что на то время компания еще была государственной, и соответственно, этот случай не был отражен в годовом отчете.
Компания получила огромный контракт на миллиарды крон на экологическую очистку территории завода, поэтому пожертвование в пользу партии было откатом за деньги, полученные от государства.
Это стало одним из факторов, который привел к отставке правительства Вацлава Клауса.
Это было давно, но несложно представить, что подобные вещи происходят до сих пор, потому что получить информацию очень сложно.
Например, в 2012 году Давида Рата, бывшего министра здравоохранения, поймали с 7 млн крон наличными – деньги были спрятаны в ящике из-под вина. Это был откат от строительных компаний, которые восстанавливали больницы в Центральной Богемии.
Статья подготовлена на основе беседы с Майклом Смитом, исследователем Института экономики Академии наук Чешской республики и руководителем проекта по созданию базы данных финансирования политических партий, Европейская правда.