Иностранные наблюдатели о подводных камнях нового плана урегулирования конфликта в украинском Донбассе.
После почти 18 часов переговоров в Минске лидерам Германии, Франции, Украины и России удалось достичь определенных соглашений об урегулировании ситуации на востоке Украины. В частности, они подразумевают прекращение боевых действий и отвод тяжелых вооружений от границы соприкосновения противоборствующих сторон. Однако западные эксперты, в частности, во Франции еще до завершения переговоров весьма неоднозначно оценивали их возможные результаты, отмечая и некоторые особенности этой небанальной для европейцев встречи.
С момента провозглашения независимости Белоруссии от СССР в 1991 году, никто из французских и немецких лидеров не посещал эту страну, пишет спецкор издания Le Monde в МинскеИзабель Мандро. Последний визит лидера Франции в Минск состоялся в 1973 году, когда таковым являлся Жорж Помпиду. Немецкие руководители не были тут со времен Второй Мировой войны.
«Александру Лукашенко, с 1994 года четыре раза избиравшемуся президентом Белоруссии, с 2011 года запрещен въезд в США и Европу, в силу авторитарности его режима. Теперь Лукашенко потирает руки: Минск, столица последней диктатуры в Европе, по мнению Запада, в силу обстоятельств стал столицей международных усилий по спасению Украины», – отмечает корреспондент Le Monde. Она приводит цитату из недавнего заявления президента Франции Франсуа Олланда, который отметил, что лишь угроза тотальной войны вынудила его и канцлера Германии Ангелу Меркель отправиться в столицу Белоруссии.
О возможности войны «в трех часах лета от Парижа» говорил в среду в эфире радиостанции France Inter и министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус. По его словам, переговоры в Минске, безусловно, являются решающим моментом для дальнейшего развития ситуации на Украине. «Основных цели две. Первая – добиться соглашения. Вторая – добиться того, чтобы это соглашение было реализовано. В сентябре соглашение уже было достигнуто, но оно не было соблюдено на практике», – отметил глава французского МИД. Он снова повторил, что, с точки зрения Парижа и Берлина, принцип территориальной целостности Украины должен быть соблюден, но, вместе с тем, необходимо дать жителям восточной Украины «возможность говорить по-русски и сохранить определенную степень автономии».
Говоря о своем недоверии к российскому лидеру, Лоран Фабиус привел слова бывшего президента Франции Франсуа Миттерана: «Вопрос в переговорах не в том, доверяешь ли ты своему собеседнику, а в том, чтобы повернуть все таким образом, чтобы он не мог тебя обмануть». По мнению Фабиуса, очередной обман будет стоить России слишком дорого. «Принятые санкции обходятся дорого для нас, но для него (Владимир Путина – РС) они будут еще дороже. Нынешняя экономическая ситуация в России просто катастрофична», – считает глава МИД Франции. Тем не менее, по его словам, в планы Парижа не входят поставки оружия Украине, так как решение конфликта возможно исключительно политическим путем.
Важнейшей с точки зрения Киева, Парижа и Берлина темой на повестке дня минских переговоров был вопрос о возвращении Украине контроля на границе между Россией и самопровозглашенными республиками, пишет Liberation. «Миссия из пятисот наблюдателей ОБСЕ в последние месяцы не имела доступа к границе. Москва отказывается обсуждать этот вопрос, заявляя, что Киев должен говорить об этом напрямую с повстанцами», – отмечает издание, приводя слова анонимного источника в правительстве Украины, по мнению которого, «логика Путина заключается в принуждении Киева вести переговоры с повстанцами, чтобы продемонстрировать, что речь идет о гражданской войне».
С точки зрения внутренней политики, отмечает в своей утренней передаче на радиостанции RMC шеф отдела расследований издания Le Point, журналист Эрве Гатиньо, минский саммит мало что даст Франсуа Олланду – до недавнего времени самому непопулярному президенту Пятой Республики. «Олланд вряд ли сумеет записать на свой счет какие-либо достижения от этих переговоров, потому что позиция Франции по украинскому вопросу была слишком невнятной», – считает Гатиньо. «Хотя сам факт организации этого саммита можно считать подвигом, достигнуто это было не благодаря Франсуа Олланду, и даже не Ангеле Меркель, а, скорее, благодаря Владимиру Путину. Именно российский президент дал сигнал для проведения этих переговоров. И сделал это в тот момент, когда расстановка сил представилась ему наиболее для этого выгодной», – считает он.
Не ускользнул от французских журналистов и тот факт, что переговоры по Украине проходили в самом престижном конференц-зале Минска – во Дворце Независимости, открытом в октябре 2013 года. «С момента инаугурации этот образчик неосоветской архитектуры использовался для проведения разного рода мероприятий всего лишь пять раз», – пишет Le Monde. «Последним из таковых была семичасовая пресс-конференция президента Лукашенко с белорусскими журналистами 29 января».