Больше 10 месяцев прошло с того момента, как на востоке Украины начались военные действия, спровоцированные боевиками так называемых Луганской и Донецкой «народных республик». Россия поначалу поддерживала их финансами и вооружением, а позже начала отправлять на Донбасс своих наемников и кадровых военных, передает 24Daily.net со ссылкой на Обозреватель.
За это время финансовая и экономическая системы РФ, мягко говоря, зашатались – видимо, сказываются международные санкции и имиджевые потери, от которых прямо зависят объемы инвестиций в страну. Но, конечно же, не только это. Война – вещь недешевая, а Кремль, судя по информации украинских спецслужб и рассказам российских солдат, побывавших на Донбассе, не экономит на восточноукраинском конфликте.
«Обозреватель» подсчитал, во сколько обходится путинскому режиму один день «братской» войны. Естественно, стоимость одного дня во время перемирия и во время активных боевых действий сильно отличается, поэтому мы попытались рассчитать оба варианта.
Недешевое перемирие
В мирные дни, когда боевикам не приходится нападать и обороняться от сил украинской армии, они все равно получают зарплату и, конечно же, должны что-то есть.
По информации секретаря СНБО Украины Александра Турчинова, по состоянию на 15 января, численность военной группировки на Донбассе составляла более 36 тысяч человек, среди которых 8,5 тысячи – российские военнослужащие.
По словам бывшего народного депутата Андрея Сенченко, не все эти люди получают зарплату от России, многие там за «идею» или же это бывшие зэки, которых освободили и принудили воевать фактически за еду. Поэтому зарплату точно получают 8,5 тысяч русских военных, и, допустим, около половины завербованных на территории Украины боевиков, то есть порядка 14 тысяч человек.
По словам главы свердловского фонда ветеранов спецназа Владимира Ефимова, который занимается отправкой «добровольцев» на Донбасс, существуют неофициальные нормативы по зарплате.
«Как мне рассказывали пятигорские казаки, 60-90 тысяч рублей в месяц получает рядовой состав, 120-150 тысяч — старший состав. Сейчас говорят, до 240 тысяч зарплата выросла», -рассказал Ефимов.
Для расчетов возьмем среднюю цифру из озвученной им зарплаты – 150 тысяч рублей, или 2100 долларов в месяц на одного бойца. То есть на зарплату 8,5 тысячам боевиков Кремль тратит порядка 1,275 миллиарда рублей, или 18 миллионов долларов в месяц. За один день выходит около 42,5 миллиона рублей, или 600 тысяч долларов, для расчета сумму за месяц мы делили на 30 календарных дней, а не на 22 рабочих, поскольку война не предусматривает выходных.
По информации «Радио Свобода», наемникам, завербованным в Украине, платят около 4 тысячи гривен, само собой разумеется, что эти деньги руководители террористов тоже получают из Москвы.
Итак, 4 тысячи в месяц — каждому из около 14 тысяч украинских боевиков в сумме дают 56 миллионов гривен в месяц, то есть 1,87 миллиона гривен или около 117,5 тысяч долларов в день. Таким образом, на зарплату боевикам, дестабилизирующим ситуацию на востоке Украины, Москва ежедневно тратит около 717,5 тысяч долларов.
Кроме того, ежедневно, независимо от активности боевых действий, России необходимо обеспечивать питание боевиков. И кормить надо все 36 тысяч, поскольку многие из них, как уже отмечалось, воюют именно за еду и свободу.
По данным волонтеров, интересующихся питанием украинских бойцов, достаточная сумма для питания одного военного в день при оптовых ценах и поставках, составляет около 40 гривен. От нее и будем отталкиваться, поскольку данных о каких-то специфических условиях питания боевиков СМИ не публиковали.
Итак, 36 тысяч террористов проедают по 40 гривен в день, общая сумма, ежедневно уходящая из карманов российских налогоплательщиков (пусть и неофициально, но ведь не личные же деньги Путин тратит), составляет 1,44 миллиона гривен, или почти 90,5 тысячи долларов.
Допустим, что в мирные дни нет расходов, связанных с топливом для танков и БТРов, а также с лечением раненых, хотя, конечно, это не так, поскольку передислокации террористы совершают ежедневно, да и медподдержка кому-то из 36 тысяч точно понадобится, без каких-либо боев.
Поэтому к названной сумме можно смело прибавить около 10 тысяч долларов непредвиденных ежедневных расходов.
1,5 миллиона долларов в день за убийство «братского» народа
В день активных боевых действий к зарплате и питанию прибавятся внушительные расходы на топливо и боеприпасы.
По данным СНБО, на вооружении у боевиков находятся 542 танка. «Речь идет о танке Т-72, которые Россия поставляет террористам», — уточнил для «Обозревателя» Андрей Сенченко.
Кроме того, у боевиков есть 990 БТРов и 57 единиц зенитно-ракетных комплексов – этоданные СНБО на 15 января.
По словам Сенченко, большая часть этой техники взята со складов, где она простояла 30-40 лет, поэтому не будем переоценивать знания террористами механики, и сразу же сократим число танков и БТРов процентов на 20 – выведены из строя в ходе боя или сломаны по другой причине.
То есть предположительно, террористы располагают 430 танками и 790 БТРами. ЗРК на передовую едут редко, учитывая высокую дальность стрельбы, поэтому их поломки менее вероятны, допустим, что у террористов находятся 50 боеспособных ЗРК.
Итак, расход топлива Т-72 по грунтовой дороге составляет около 4 литров на километр, по дороге с твердым покрытием 2-3 л/км, но вряд ли во время боев танки ездят исключительно по заасфальтированным дорогам, поэтому ориентироваться будем на 4 л/км.
Естественно, что и ралли на территории, подконтрольной террористам, в дни боев танки тоже не устраивают, поэтому каждый из них в среднем, предположительно, проезжает около 20 км. Подчеркнем, в среднем, ведь некоторые вообще в боях не участвуют, а некоторые могут проехать и 50-100 км в день активных действий.
Итак, 430 танков на 20 километров потратят 34,4 тысячи литров дизтоплива. Средняя цена 1 литра дизтоплива в России (а именно оттуда его везут, по данным украинских властей) составляет 32 рубля за литр. То есть 34,4 тонны дизтоплива обходятся более чем в 1,1 миллиона рублей, или в 15,5 тысяч долларов.
БТРы тратят 60-130 литров дизтоплива на 100 км. Возьмем для них тот же 20-километровый средний показатель в день и средний расход в 95 литров на 100 км.
То есть 790 БТРов на 20 км при расходе 0,95 л/км потратят 15 тонн дизтоплива, что при той же цене обойдется это в 480 тысяч рублей, или в почти 6,8 тысяч долларов США. На топливо для танков и БТРов, таким образом, ежедневно тратится 22,3 тысячи долларов.
Кроме того, по информации Андрея Сенченко, один снаряд к Т-72 стоит 500 долларов. Если предположить, что в среднем каждый танк выстрелил хотя бы раз за день активных боевых действий, то это обойдется России в 215 тысяч долларов.
Среди 50 ЗРК у террористов есть несколько «Градов», которые они активно применяют для обстрела не только украинской армии, но и для убийства мирных граждан. При обстреле Мариуполя, например, террористы выпустили 4 залпа из «Градов», которые обошлись им в 160 тысяч долларов.
«Залп из «Града» — это 40 снарядов. Есть разные модификации снарядов, разная степень сложности, но условно говоря, средняя цена 1000 долларов за единицу, то есть один залп – это 40 тысяч долларов», — рассказал Андрей Сенченко.
По его словам, по состоянию на 2012 год в России оставалось около 2500 боевых установок «Града», снаряды к ним сейчас уже не выпускают, это то, что осталось от Советского Союза, а там их было произведено, по данным политика, 3 миллиона единиц.
«Террористы еще используют противопехотный миномет АГС-17, который стреляет 30-мм снарядами, один снаряд к нему стоит примерно 30 долларов, а он стреляет очередью, и выпускает их тысячами», — добавил экс-нардеп.
То есть, можно допустить, что при использовании этого миномета террористы «выстреливают» еще тысяч 200 долларов.
На вооружении боевиков также находятся противотанковые гранатометы РПГ 7В и РПГ 9, снаряды к которым стоят по 250 и 300 долларов соответственно.
Частоту использования этих РПГ террористами установить сложно, но предположительно раз 20 за боевой день они из них стреляют, тратя на это 50-60 тысяч долларов российских денег ежедневно.
При этом Сенченко уточнил, что надо понимать, что это вооружение не приобретается, а извлекается из складов, то есть тратятся не столько деньги РФ, сколько ее запасы.
Приобретаться могут снайперские винтовки, калибром 12,7 мм (эта винтовка в состоянии пробить бак БТРа), их стоимость составляет 9-12 тысяч долларов США (в зависимости от производителя и дальности), один патрон к такой винтовке стоит 6 долларов.
Предположительно, за день боевых действий пару тысяч долларов эти винтовки тоже «выстреливают».
Ну и опять, накидываем 10 тысяч долларов на медикаменты и непридвиденные расходы боевого дня.
Таким образом, один день войны на Донбассе во время перемирия обходится Кремлю примерно в 818 тысяч долларов.
А один день активных боевых действий стоит порядка 650-700 тысяч долларов без зарплаты и питания. Полная же стоимость составляет около 1,5 млн долларов.