Изменение политики России в отношении Украины может затормозить темпы экономического спада, но не остановить его, передает 24daily.net.
Международные санкции против России, стремительно дешевеющая нефть и резкое ослабление рубля уже привели страну к крупнейшему за несколько последних лет финансово-экономическому кризису: по итогам наступившего года объем российского ВВП может сократиться сразу на 4-5 процентов, а возможно, и больше. Эксперты полагают, что у российских властей сегодня нет возможностей и ресурсов для предотвращения этого негативного сценария, хотя, по их мнению, несколько стабилизировать ситуацию может изменение политики Москвы в отношении Украины.
Оценки российских властей нынешнего состояния экономики страны сегодня весьма сильно отличаются от реального положения дел. По итогам минувшего года Министерство экономического развития в своем действующем официальном прогнозе ожидает роста ВВП в пределах от 0,6 до 0,7 процента, об этом же в своем послании Федеральному собранию говорил российский президент Владимир Путин. Однако не только эксперты, но и вполне высокопоставленные чиновники признают, что прироста объема экономики в 2014 году ждать не стоит, в лучшем случае он окажется нулевым.
Еще больше разногласий в прогнозах на 2015 год. Те же специалисты Министерства экономического развития пока планируют рост экономики на 0,8 процента. Однако Центральный банк даже в своей базовой оценке ожидает ее сокращения на 0,7 процента, при этом в другом – стрессовом сценарии – его эксперты не исключают падения ВВП страны в пределах до 5 процентов при сохранении низких цен на нефть. Именноконъюнктура мирового нефтяного рынка, согласен бывший министр экономики России, советник банка «Российская финансовая корпорация»Андрей Нечаев, по-прежнему остается критически важной для экономики России:
– К сожалению, наша достаточно крупная экономика очень зависит от внешнего спроса и внешнеэкономической конъюнктуры. Поэтому изменение цены на нефть, которая в последние месяцы довольно драматически падала, в значительной степени будет определять макроэкономические параметры российской экономики. Есть известный стрессовый сценарий Центробанка про падение на 4-5 процентов, но при 60 долларах за баррель. Есть, правда, опасения, что нефть спустится ниже – до 40 долларов, в этом случае, я думаю, нас ждет где-нибудь 9-10 процентов падения. Если она останется на нынешнем уровне, то, на мой взгляд, 4 процента – это цифра адекватная. Но если будет какой-то откат по нефти до 80 или 90 долларов за баррель, тогда, я думаю, будет минус 2 процента, – говорит Андрей Нечаев.
Тем временем к вечеру пятницы, 2 января, баррель нефти марки Brent уже подешевел примерно до 56 с половиной долларов, а баррель сорта WTI и вовсе упал почти до 53 долларов. Что будет с нефтяными ценами дальше, пока прогнозировать трудно, но эксперты полагают, что не только уже случившийся их обвал стал главной причиной нынешнего бедственного состояния российской экономики. Дополнительный негативный эффект, по их мнению, оказали международные санкции, введенные против России в связи с ее действиями в Крыму и на востоке Украины. Особенно болезненным для Москвы, как считает экономист Слава Рабинович, стало закрытие для российских компаний западных финансовых рынков – это, по его словам, усилило и так уже происходившее замедление экономики страны:
– Россия сама себя исключила из международной финансовой системы, из международной экономической системы, из системы международной торговли. США растут плюс-минус 3-4 процента в год, инфляция 1,5 процента плюс-минус – это существенный экономический рост. Со дна фондового рынка в феврале-марте 2009 года американский рынок отрос практически на 200 процентов, у российского же рынка, если исчислять в долларах, индекс РТС был 2500 пунктов в мае 2008 года, сейчас ниже 800 пунктов – это порядка 65 процентов в минус. Это отражает положение вещей в нашей стране как в абсолютном выражении, так и в относительном по отношению к другим странам.
С тем, что финансовые санкции весьма заметно ударили по российской экономике, согласен и Андрей Нечаев. Однако, по его словам, пока еще не проявился эффект от других ограничительных мер, введенных против ключевой для национальной промышленности отрасли:
– Пока санкции с превышающей степенью влияют на валютный рынок, потому что закрылся рынок заимствований. В более долгосрочном плане, если санкции сохранятся, они могут сказаться на нефтедобыче, частично газодобыче, нефтеразведке, поскольку наложены санкции на поставки соответствующего оборудования, которое мы практически сами не производим. Поэтому тут можно ожидать некоторое падение добычи нефти с соответствующим падением экспортных доходов, – предполагает экономист.
Ну а пока фактически тотальный запрет на зарубежное кредитование для крупного российского бизнеса, прежде всего государственного, неминуемо будет сказываться на курсе национальной валюты. В 2015 году ему, напоминает Андрей Нечаев, в счет обслуживания и погашения долга придется выплатить весьма крупную сумму в валюте, и эти деньги придется искать, прежде всего, на российском рынке:
– Если отсчитывать от ноября, то нам надо за год выплатить где-то 135,5 миллиарда долларов – довольно большую сумму по нашим меркам, которую чем-то надо замещать. Это будет фактором давления на рубль. Но глубинные факторы девальвации никуда не делись – это и общая слабость российской экономики, и большой отток капитала (в том числе связанный с необходимостью погашения долгов), и общая высокая инфляция, не зависящая от девальвации, и, безусловно, падение цен на нефть, и закрытие западных рынков капитала для российских компаний. Это достаточно долгоиграющие факторы, которые действуют в пользу девальвации. Поэтому я думаю, что она будет продолжаться, но гораздо более плавно, – отмечает Андрей Нечаев
Но дальнейшее, хотя бы даже и более плавное ослабление рубля никак не улучшит ситуацию в экономике. Во-первых, это приведет к новому росту цен и ускорению инфляции, что будет снижать потребительскую активность на рынке. Кроме того, дешевеющая национальная валюта вряд ли позволит Центральному банку в короткие сроки смягчить денежную политику и снизить, например, ключевую процентную ставку,резко и экстренно повышенную в середине декабря. А это означает неминуемый рост внутренних заимствований для российского бизнеса. Сейчас российские денежные власти говорят о том, что своими последними действиями они хотят заставить финансовый рынок успокоиться в поисках некого равновесного курса рубля. Однако бывший заместитель председателя Центрального банка Сергей Алексашенко не очень понимает смысл таких заявлений:
– Я хочу сказать, что никто не знает, каким должен быть рубль и на каком уровне он укрепится, зафиксируется. Рынок понимает, что работает гораздо более эффективно, чем любые экономисты и любые вычислительные центры. Мы не знаем, сколько валюты намерен продавать Центральный банк в течение 2015 года. Он написал в своем документе, что готов продавать 85 миллиардов долларов – это одна ситуация. Вдруг Центральный банк решит, что он продаст не 85, а 35 миллиардов – это другая ситуация. Вдруг он продаст не 85, а 145 – это третья ситуация. Вдруг цены на нефть будут 40 долларов, а вдруг будут 70 долларов… Бесполезно гадать, – говорит Сергей Алексашенко.
Многие российские и зарубежные эксперты уверены, что перспективы относительного улучшения дел в экономике сегодня зависят от политических решений Москвы, в частности, от изменения ее действий в отношении Украины. Тогда, возможно, международные санкции против России будут если не отменены, то хотя бы смягчены. Однако Андрей Нечаев сомневается, что это произойдет в ближайшее время:
– Я думаю, что американцы пока не настроены отменять санкции, тем более что их закон о поддержке Украины долгоиграющий. Это будет как поправка Джексона – Вэника, возможно, на десятилетия. Что касается Европы, то, конечно, значительная ее часть склонна отменить или, по крайней мере, снизить уровень санкций. Наверное, если к этому появится внешнеполитический повод, то союзники по НАТО будут искать какой-то компромисс в этом плане. Но то, что их отменят совсем и быстро, я в этом сомневаюсь.
По материалам: svoboda.org