Ночью 4 декабря группа борцов за независимость Чечни захватила Дом печати и здание школы №20 в Грозном, откуда велась перестрелка с прокремлевскими силовиками. Ни один активист, по словам главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, не остался в живых. Но смерть оказалась недостаточным наказанием – в ночь на 7 декабря российские каратели сожгли четыре дома близких родственников боевиков.
«Я официально заявляю, что пришел конец времени, когда говорили, что родители не отвечают за поступки сыновей или дочерей. В Чечне будут отвечать!.. Если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом», — написал Рамзан Кадыров в социальной сети Instagram 5 декабря, пишет Цензор.НЕТ, со ссылкой на slon.ru, передает 24daily.net.
7 декабря. Село Янди. По словам местных жителей, минувшей ночью в село въехало около 14 машин разных марок: от УАЗа до Toyota Camry. В машинах находились российские каратели в масках, которые говорили на русском и чеченском языках.
Когда они подъехали к нашему дому, мы были в гостях, — говорит один из жителей, чей дом был сожжен накануне. Сначала мы решили, что к нам приехали с обыском, но эти люди стали обливать дом бензином. Нас держали, не дали забрать что-то или потушить огонь.
Схема для всех четырех домов одна: российские каратели врываются во двор, бьют стекла и поджигают дом изнутри. Спасать или тушить ничего нельзя. В одном из таких домов попутно сожгли и постройки во дворе: летнюю кухню, недостроенный домик, сарай на краю участка. В другом, по свидетельству местных жителей, имена которых не раскрываются, каратели оставили на пороге дома взрывное устройство.
Мы так боялись, что наш дом тоже загорится, что ночь провели на улице, — говорит один из соседей, пожелавший остаться неизвестным. Огонь был совсем рядом с крышей моего дома, но тушить его российские каратели не разрешали.
Подобное в Чечне уже случалось: в 2008 и 2009 годах после терактов в Грозном были сожжены дома в Аргуне, это повторялось и в 2010 году, и в 2011-м, когда поджоги использовались в качестве давления на родителей, чьи сыновья примкнули к движению за освобождение Чечни.
В сожженных домах села Янди, расположенного в 45 км к югу от Грозного, жили близкие родственники предполагаемых борцов за независимость Чечни. Не все принимали участие в событиях 4 декабря в Грозном: некоторые, как предполагается, «ушли в горы». Объявив принцип коллективной ответственности за деятельность борцов за независимость чеченского народа, глава Чеченской Республики так и не дал ясной формулировки, кто же все-таки будет отвечать: родственники активистов или все имеющие в родстве ушедшего в горы.
«В первую очередь виноваты родители, не давшие детям правильное воспитание, не остановившие их любыми средствами. Виноваты и те, кто знал, что в соседнем доме, в селе и где-то в другом месте есть люди, которые встали на путь террора и ваххабизма, но промолчали… Я объявил, что спрос с каждого, кто не остановит зло, будь это родитель, чиновник или кадий, будет строгим… Я не позволю безнаказанно проливать кровь невинных людей и приму все дозволенные меры!» — напишет в своем Instagram Рамзан Кадыров позже, за два дня до сожжения домов в селе Янди.
На фото: сожженые дома родственников борцов за независимость Чечни в поселке Янди
Исходя из этого заявления, можно предположить, что отвечать придется не только родственникам, но и всем, кто имел хоть какое-то отношение к борцам за независимость Чечни. Следовательно, сожжение домов родственников — это только начало.