Председатель постоянной депутатской комиссии Киеврады по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования Владимир Прокопив о том, как будет меняться строительный рынок столицы.
Киевские власти утверждают, что кризис не станет помехой для оживления строительного рынка, возобновления работ на замороженных объектах и даже увеличения бюджетных поступлений от платы за землю. О том, как будут решатьcя строительные проблемы города, «Деловой Столице» рассказал председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования Владимир Прокопив, передает 24Daily.net.
Владимир Владимирович, застройщики часто жалуются на излишне забюрократизированную процедуру землеотвода…
В.П. Ее действительно нужно упростить. В ближайшее время на рассмотрение Киеврады будет вынесен документ, позволяющий сократить процедуру землеотвода с нынешних 6-12 месяцев до трех. Сейчас столичные парламентарии должны сначала дать согласие на разработку проекта землеустройства, потом потенциальный пользователь участка обязан оформить массу разрешительных документов и снова подать их в горсовет для утверждения землеотвода. По новым правилам все предварительные процедуры рассмотрения и оформления документов возьмут на себя структуры КГГА, причем исключительно через действующий разрешительный центр. То есть общение заявителей с чиновниками будет сведено к минимуму. Это должно исключить коррупционную составляющую. Киеврада же будет принимать решение о передаче участка в пользование.
Ожидается ли повышение платы за землю?
В.П. Нормативно-денежная оценка должна меняться каждые пять-семь лет, в Киеве она не пересматривалась с 2007 года. В июле мы проголосовали за увеличение средней базовой стоимости с нынешних 484 грн. до 686 грн. за кв. м, но отложили срок ввода в действие по настоянию депутатов. Скоро этот вопрос будет снова вынесен на обсуждение. Наверняка представители бизнеса будут против. Но за счет увеличения нормативно-денежной оценки Киев может получить дополнительно порядка 500 млн грн. в год. Кто победит на этот раз, прогнозировать сложно.
Сколько сейчас город зарабатывает на земле?
В.П. В этом году платежи в бюджет за аренду участков коммунальной собственности составили порядка 1,7 млрд грн., налоги от владельцев наделов — около 500 млн, поступления от приватизации — свыше 200 млн грн. Кроме того, более 2 млн грн. принес первый за последние шесть лет открытый земельный аукцион. Сумма, конечно, скромная, но возрождение торгов — уже большой прогресс.
Почему эти торги провалились? На аукцион было выставлено шесть участков, но заявка поступила только на один…
В.П. Это был лишь пробный шар. Списки свободных наделов формировались еще при прежней власти по ходатайствам предприятий. В 2008 году парламент запретил продавать землю вне аукционов, после этого торги не проводились несколько лет. С тех пор многое изменилось — наделы стали неликвидными, поэтому и очереди покупателей сейчас не наблюдалос)ь. Мы готовим к продаже новые участки. На последнем заседании Киеврады утвердили перечень из 11 участков, которые потенциально могут быть выставлены на торги. Среди них несколько участков на Харьковском массиве под строительство подземно-наземных паркингов с объектами социально-бытового обслуживания населения, еще один участок там же — под строительство спорткомплекса.
Сейчас практикуются схемы, по которым застройщики рассчитываются за участок не деньгами, а квартирами. Может ли город пойти таким же путем?
В.П. Мы не рассматриваем никаких бартерных схем. По нашим прогнозам, в следующем году город сможет заработать на земле в четыре раза больше, чем в нынешнем. Мы планируем добиться этого за счет более интенсивного отчуждения наделов как в аренду, так и в собственность. Нужно только вывести земельный вопрос, который у многих ассоциируется с коррупцией, из политической плоскости. Мы не можем остановить все стройки только потому, что они кому-то не нравятся и используются как площадки для пиара. Многие из них сейчас блокируются общественностью с подачи политиков, что отпугивает потенциальных инвесторов.
Не так давно КГГА давала поручение районам подсчитать количество долгостроев на их территориях. Есть результаты?
В.П. Всего в столице насчитывается порядка 100 замороженных на разных стадиях объектов. С недобросовестными инвесторами (например, с теми, кто получил участки с целью дальнейшей перепродажи и годами их не осваивает) город будет разрывать договоры аренды земли, возвращать ее в коммунальную собственность, а потом передавать другим компаниям. Инвесторам, заморозившим работы из-за временных трудностей, будем помогать. Уже есть с десяток положительных примеров. Так, на «Днепровских башнях» (в комплекс входят шесть высоток на просп. Маяковского) были возобновлены работы, приостановленные еще в 2005 году.
Конечно, теневые схемы не исчезнут уже завтра, но мы стремимся к их полной ликвидации. В Киев сейчас заходят иностранные инвесторы, которые привыкли работать прозрачно, без взяток. Среди них, например, шведская IKEA, планировавшая открыть торговый центр в столице Украины еще несколько лет назад. Думаю, приход иностранцев станет показателем того, что ситуация меняется в лучшую сторону.
В мэрии неоднократно подчеркивали, что местные власти не контролируют застройщиков должным образом. Почему так происходит?
В. П. После того как органы Государственной архитектурно-строительной инспекции вывели из подчинения города, мы потеряли контроль над строительством. Киеврада может дать согласие на реконструкцию трехэтажного дома, а потом с разрешения Госархконтроля там вырастает 25-этажное здание. Сейчас единственным выходом из такой ситуации является обращение в суд. Например, в КГГА готовят иски, чтобы заставить застройщиков демонтировать лишние этажи исторических зданий по адресам: Музейный переулок, 2-а, Нижний Вал, 27-29, Десятинный переулок, 3-5, и в Доме профсоюзов на Майдане Незалежности. Сейчас в системе Государственного архитектурно-строительного контроля намечаются изменения: строительство снова можно будет регулировать на местном уровне.