Год назад, когда саммит НАТО в сентябре 2014 года только планировался, многие задавались вопросом: как лидеры Альянса видят его дальнейший курс. После десятилетия войны в Афганистане количество боевых операций сократилось, и энтузиазм стран-членов к участию в общих инициативах значительно угас.
Ни один из союзников не стремился к новому расширению, а некоторые ключевые игроки, в частности, Германия и Франция, считали, что политика расширения НАТО себя исчерпала. Какой же будет новая стратегия Альянса?
Ответ на этот вопрос предоставила Россия, аннексировав Крым, поддержав сепаратистов в Донецке и Луганске, а в августе двинув через границу с Украиной регулярные войска.
В течение 20 лет членам НАТО не приходилось всерьез заботиться о безопасности в Европе. Политика и действия Владимира Путина положили конец периоду спокойствия, заставив НАТО вернуться к первоначальной цели: территориальная защита от внешней агрессии, как указано в пятой статье Вашингтонского договора, который в 1949 году ознаменовал создание Альянса.
Российское вмешательство в дела Украины нарушило ключевое правило системы безопасности в Европе, которая сформировалась после окончания Холодной войны: государства не должны использовать силу, чтобы отбирать территорию у других государств. А то, как Кремль оправдывает свои действия – самопровозглашенным и крайне сомнительным «правом» на защиту этнических русских и русскоговорящих вне зависимости от места проживания или национальности – вызывает оправданное беспокойство в таких странах, как Эстония и Латвия, где около 25% населения этнические русские. Оба этих государства – члены НАТО.
Вскоре после того, как Россия оккупировала Крым, Альянс начал отправку наземных и воздушных подразделений в Центральную Европу и страны Балтии, что раньше казалось не особо нужным. Американские военные корабли и судна НАТО регулярно заходят в Черное море, которое до марта 2014 года считалось тихой заводью.
Идет подготовка и к более решительным действиям. НАТО одобрил создание сил быстрого реагирования, которые можно будет немедленно перебросить на территорию члена Альянса, оказавшегося под угрозой. Кроме того, в странах Балтии строятся инфраструктурные объекты, необходимые для размещения этих сил. США направят в Центральную Европу – возможно, в Польшу — 150 танков «Абрамс» и боевых бронированных машин «Брэдли», а также оборудование, достаточное для боевой бронетанковой бригады. Это происходит через два года после того, как США отозвали свой последний танк из Европы обратно на континент.
Сейчас мы имеем дело с ремилитаризацией системы безопасности в Европе. Причиной этому стало использование Россией военной силы против Украины и опасения, что Кремль имеет подобные планы и в отношении других государств, членов НАТО в том числе. Насколько далеко зайдет ремилитаризация, зависит от того, как россияне будут действовать в ближайшие месяцы.
Запад по обе стороны океана не стремится к конфронтации. Но многие начинают понимать, что иного выхода, кроме как вооружиться и нарастить военное присутствие на востоке, чтобы поддержать союзников, расположенных по соседству с РФ и продемонстрировать Кремлю черту, которую ему не позволят переступить, попросту нет.
Конечно, Украине это поможет лишь отчасти, эта черта не сможет ее защитить. Силы НАТО не станут напрямую участвовать в войне Украины с Россией. Вступить в Альянс в ближайшее время не удастся – страна еще не готова к запуску этого процесса, да и НАТО пока что не стремится принимать ее с распростертыми объятиями.
Но должно радовать то, что НАТО – пусть не настолько быстро, как многим хотелось бы – осознал угрозу, исходящую от Москвы. Теперь Альянс занимается подготовкой программ, которые помогут Киеву модернизировать свою армию, а отдельные члены НАТО уже поставляют в Украину не летальную военную помощь. Надеюсь, вскоре некоторые союзники, включая США, поддержат эту инициативу, начав поставлять и оборонительное вооружение, в частности, легкое бронебойное оружие, что позволит украинцам удержать россиян от новых масштабных актов агрессии.
Автор: Стивен Пайфер