Любой глава центробанка знает о важности доверия. В мире бумажных валют — банкнот, не подкрепленных ничем, кроме других банкнот — покупатели и фирмы должны быть уверены в том, что деньги не утратят свою ценность. И в настоящее время их уверенность проверяется на прочность в России, где за последние три месяца рубль упал на 23% по отношению к доллару.
Об этом говорится в субботней редакторской статье «Разгром рубля» в издании «The Economist» (Великобритания), передает 24Daily.net со ссылкой на Антикор.
Такое резкое падение рубля неизбежно влечет за собой инфляцию в форме удорожания импортной продукции, и это вызывает серьезное беспокойство в связи с быстрым ростом потребительских цен, отмечается в публикации.
Между тем, в последние несколько недель стали появляться признаки чего-то, гораздо более пугающего. Столкнувшись с резким ростом спроса на доллары, российские банки были вынуждены поднять ставки по вкладам в долларах, чтобы попытаться привлечь потенциальных вкладчиков. Спрос на банковские ячейки вырос, а это говорит о том, что потребители пытаются сделать накопления в иностранной валюте.
Причины падения рубля глубоки, и ни одна из них в ближайшее время не исчезнет, предупреждает «The Economist». Первая причина — это цены на нефть. В первой половине 2014 года экспорт принес России 255 миллиардов рублей, и 68% этих доходов пришлись на продажи нефти и природного газа. В тот период времени цена на нефть в среднем составляла 109 долларов за баррель. Сегодня цена на нефть приблизилась к 80 долларам за баррель. Если принять в расчет пропорциональное сокращение объемов экспорта российских энергоресурсов, это уменьшит доходы России более чем на 40 миллиардов долларов — этого более чем достаточно, чтобы свести на нет профицит ее текущего счета.
В большинстве экономик быстрое обесценивание приводит к повышению спроса на продукты местного производства: поскольку товары иностранного производства дорожают, покупатели выбирают альтернативу среди местной продукции. Однако новейшая история России серьезно усложняет процесс такого замещения, отмечается в статье.
Переход от советских субсидий к рыночному сельскому хозяйству оказался не слишком гладким: объемы производства говядины, свинины и птицы в России и на Украине упали с 13 миллионов тонн в 1991 году до всего лишь 5 миллионов тонн в 2001 году. Несмотря на то, что за последнее время произошли некоторые улучшения (в частности в объемах производства зерна), российское сельское хозяйство до сих пор остается совершенно неэффективным. В результате у многих импортных товаров — молока, мяса и яиц — попросту нет национальных альтернатив. Оптовикам, которые их импортируют, нужны доллары для их покупки, что создает давление на рубль.
Существует еще ряд причин продавать рубли и покупать доллары, отмечает «The Economist». По данным центробанка РФ, сейчас внешний долг российской экономики составляет более 120 миллиардов долларов, и сроки его погашения истекают в следующем году. Примерно треть этого долга принадлежит банкам, а оставшиеся две трети — другим компаниям. Некоторые из этих компаний — в особенности российские энергетические гиганты — получают прибыль в долларах. А большая часть остальных компаний, в том числе банки — нет. Поскольку санкции мешают многим российским компаниям занимать средства за границей, чтобы рефинансировать свои долларовые задолженности, возникает постоянный спрос на доллары. Учитывая то, что сроки платежей в основном истекают в декабре, это может привести к еще одному сокрушительному удару по рублю до конца года.
Зависимость от западных рынков и валют причиняет боль президенту России Владимиру Путину. Однако, констатирует британское издание, России придется бороться с последствиями низких цен на нефть и газ в течение многих лет.