Мировые правительства нанесли очередной мощный удар по офшорам и налоговым гаваням. На прошлой неделе представители 51-й страны — участника Глобального форума по прозрачности и обмену информацией в налоговых целях подписали соглашение об автоматическом обмене данными о счетах нерезидентов. «Банковская тайна в своей прежней форме изжила себя», — патетически прокомментировал это событие министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. А эксперт по налоговой политике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Ахим Просс заявил, что подписание соглашения — гигантский шаг к ликвидации офшоров.
Об этом пишет 24Daily.net со ссылкой на Деловую Столицу.
С 2009 г. страны могли запрашивать у других государств информацию о финансовых данных налогоплательщиков. Но только при наличии веских оснований подозревать лицо или компанию в уклонении от уплаты налогов. Однако даже при таком механизме обмена сведениями, по данным ОЭСР, правительства смогли изрядно потеснить офшоры и аккумулировать порядка 37 млрд евро менее чем за пять лет. Теперь обмен информацией будет происходить ежегодно в автоматическом режиме. До 31 декабря 2015 г. финучреждения государств — участниц соглашения должны провести ревизию и учет всех открытых счетов нерезидентов. А начиная с 2016 г. они станут запрашивать у всех клиентов информацию о резидентности и месте налогообложения, а также мониторить все их транзакции. Полученные сведения автоматически будут направляться фискалам в страну происхождения клиентов. В категорию открытой информации войдут имена владельцев счетов, их налоговые номера, а также получаемые доходы по вкладам, дивиденды, доходы от продажи активов и некоторых типов страховки. «К счетам в более чем 1 млн евро будет особо пристальное внимание. Зато счета трастовых компаний, фондов, фирм с оборотом менее 50 тыс. евро практически не будут проверяться», — говорит адвокат юридической компании «Софоклеус и Партнеры Консалтинг» Алексей Овдиенко.
Уже через три года спрятать капиталы станет намного сложнее, а через четыре — практически невозможно. Обязательство начать обмен информацией с сентября 2017 г. взяли на себя все страны Евросоюза, Лихтенштейн, Израиль, Исландия, Турция, Саудовская Аравия, Сингапур, Япония, Аргентина, Бразилия, Колумбия, Южная Африка, Новая Зеландия и ряд других. В эти же сроки делиться информацией с налоговиками начнут владения Британской короны, которые традиционно имели репутацию налоговых гаваней, - Британские Виргинские и Каймановы острова, Гернси, Джерси, остров Мэн, острова Теркс и Кейкос, Бермудские острова, а также Тринидад и Тобаго и ряд других. К 2018 г. к информационному обмену планируют присоединиться еще более 30 стран — Австралия, Австрия, Швейцария, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Бразилия, Китай, а также Андорра, Аруба, Багамы, Белиз, Бруней, Сент-Китс и Невис и др.
Хотя наша страна и присутствовала на форуме в Берлине, подпись под соглашением пока не поставила. «Украина является членом Глобального форума, и, соответственно, должна выполнять все его требования. Можно предвидеть, что процессы обмена информацией между налоговыми органами Украины и других стран расширятся и ускорятся со всеми вытекающими из этого последствиями», — уверен директор АФ «Киевская аудиторская служба» Владимир Гаркуша.
Только пять государств, присутствовавших на Глобальном форуме, все еще не приняли для себя окончательного решения либо не заявили о дате присоединения к соглашению. В их число вошли Бахрейн, острова Кука, Науру, Панама и Вануату. Именно эти юрисдикции в перспективе ближайших нескольких лет могут стать временным убежищем для прячущихся капиталов, хотя и не слишком надежным. «Период, в течение которого эти страны смогут продолжать не раскрывать информацию, будет недолгим. Как только заработают механизмы автоматического обмена данными (а в ближайшие три года это начнет делать уже фактически весь мир) давление на эти государства будет усиливаться. Это значит, что украинскому бизнесу нужно готовиться к тому, что и финансовые рынки, и финучреждения неизбежно станут прозрачными. У бизнеса есть четыре года, чтобы адаптироваться к таким трансформациям», — отмечает директор департамента АФ «Грамацкий и Партнеры», адвокат Игорь Реутов.
Пока же украинские толстосумы и крупный бизнес могут отсрочить свидание с налоговиками, изменив юрисдикции хранения капиталов. «Например, список стран, присоединившихся к соглашению с 2017 г., содержит Британские Виргинские острова, однако в него пока не попал Белиз. Поэтому его популярность сейчас может существенно возрасти. Времени для изменения финансовых потоков вполне достаточно», — утверждает советник ЮФ «Астерс» Алексей Демьяненко.
Хотя со временем пользоваться капиталами, хранящимися в немногочисленных юрисдикциях, отказавшихся сотрудничать с фискалами, будет все сложнее.
Банковские системы США, европейских и других государств, присоединившихся к соглашению, могут стопорить платежи из таких стран, ссылаясь на рекомендации FATF по борьбе с коррупцией и отмыванием денег, а также рекомендации ОЭСР. Нормы этих документов допускают замораживание денежных средств, которые используются в подозрительных операциях. «Если мировой бизнес массово ринется выводить капиталы в неприсоединившиеся юрисдикции типа Панамы или Бахрейна, спрятать их будет можно, но воспользоваться — очень проблематично», — прогнозирует Игорь Реутов.