НАТО поддерживает «твердый ответ» Дамаску на химическую атаку, но не готов участвовать в возможной военной операции против Сирии. Такой вывод можно сделать из серии осторожных и тщательно выверенных заявлений и ответов на вопросы журналистов генсека НАТО Андерса Фога Рамсуссена на его ежемесячной пресс-конференции.
«Позиция НАТО ясна, — начал Расмуссен. — Химическая атака 21 августа в пригороде Дамаска отвратительна и не может быть оправдана ничем. Мы считаем, что эти неприемлемые и непростительные действия, которые унесли жизни, в том числе детей и женщин, не могут остаться без ответа. Есть причина, почему химоружие запрещено в цивилизованном мире. Это страшное и варварское оружие, которому нет места в XXI веке». «Оставаясь безучастными, мы пошлем очень опасный сигнал диктаторам всего мира, что они могут безнаказанно применять химическое оружие», — решительно заявил генсек. «Как бывший премьер я понимаю действия отдельных стран- союзников, планирующих дальнейшие шаги в этом направлении», — отметил Рамсуссен, выражая в этой фразе свою личную точку зрения, а не позицию альянса.
Генсек ушел от ответа на вопрос, в чем заключаются доказательства применения химического оружия именно сирийскими правительственными силами, а не вооруженной оппозицией, сославшись на принцип альянса «не комментировать разведывательную информацию». Он также сообщил, что «ничего не знает» о доказательствах того, что химатаку под Дамаском 21 августа осуществили боевики экстремистских группировок в Сирии. В итоге он признал, что пока «никаких решений об ответных действиях не принято».
По словам генерального секретаря, НАТО «играет свою роль в урегулировании кризиса в Сирии», продолжая «закрытые консультации между союзниками» и «предоставляя Турции комплексы «Пэтриот» для обеспечения ее противовоздушной безопасности». «Я не вижу другой роли для альянса. Отдельные страны-члены НАТО могут предпринять самостоятельные ответные действия», — заключил Расмуссен.
После длинных и предельно осторожных рассуждений о сирийском кризисе он наконец сказал следующую фразу: «Если ответом на кризис в Сирии будет военная операция, то она будет короткой и ограниченной и не будет нуждаться в использовании командной структуры НАТО».
Уже более половины стран НАТО отказались участвовать в любых боевых действиях против Сирии без соответствующей резолюции СБ ООН. Их основные опасения заключаются в том, что одиночные удары по объектам в Сирии практически не повлияют на ситуацию в стране. Для обеспечения же победы сирийских оппозиционеров потребуется массированная военная интервенция. Однако в результате этой победы страну, вероятнее всего, ждет хаос, аналогичный тому, который сегодня воцарился на территории Ливии или Ирака. Вряд ли в условиях гражданской войны между группировками оппозиции, отрядами исламистов, отдельными полевыми командирами и сирийскими курдами химическое оружие окажется под более надежным контролем, чем в настоящее время.
По материалам: ИТАР-ТАСС