Команда Формулы 1 Lotus представляет собой большое предприятие. На эту команду, расположенную в Оксфордшире в Великобритании, работает более 400 человек.
Ежегодный бюджет, необходимый для того, чтобы выставлять две машины в 19-ти гонках сезона, составляет около $200 млн (£130 млн), сообщает 24Daily.net со ссылкой на BBC.
Но директор Lotus Мэтью Картер говорит, что это намного меньше, чем тратят топ команды.
Команда Lotus сейчас принадлежит люксембургской венчурной группе Genii Capital. Картер был нанят последней, чтобы следить за деятельностью команды с точки зрения бизнеса, а не гонок.
В 2012 и 2013 годах убытки команды составили £55,3 млн и £64,9 млн соответственно. Картер считает, что благодаря введению мер экономии, включающих сокращение штата, команде удастся приблизиться к уровню безубыточности.
Однако бюджет зачастую отображается на спортивных успехах.
По результатам предыдущих двух сезонов команда Lotus занимала 4-е место в командном зачете – Кубке конструкторов.
В текущем сезоне она находится на 8-м месте, и учитывая, что до конца сезона осталось всего 5 гонок, подняться выше вряд ли получится. Картер прогнозирует, что команда останется на том же месте.
Еще одна команда из Оксфордшира – Williams – недавно сообщила об убытках размером в £20 млн с начала года.
В то же время на трассе команда показывает свои лучшие результаты за долгое время, и на данный момент находится на третьем месте в Кубке конструкторов, опережая даже Ferrari.
Команда объяснила убытки необходимостью увеличения вложений с целью улучшения результатов в Формуле 1.
Гонка за прибылью
Формула 1 зарабатывает огромные деньги на продаже прав на трансляцию, плате за возможность проведения гонок, спонсорских соглашениях и продаже атрибутики.
Каждая страна в календаре Формулы 1, за исключением Монако, платит за возможность провести гонку.
На прошлой неделе прошел Гран-при Сингапура. И хотя эта страна принимает гонки относительно недавно, ночная гонка по городским улицам вокруг отеля Marina Bay Sands уже успела обрести культовый статус.
Сингапур платит $65 млн в год за возможность принимать гонку. Только Малайзия и Абу-Даби платят больше.
Тем не менее, недостатка стран, желающих принимать гонки, не наблюдается. Телеаудитория размером в 500 млн зрителей во всем мире позволяет принимающей стране поднять свой престиж на международной арене и предоставляет множество рекламных возможностей.
На протяжении последнего десятилетия в календаре Формулы 1 появляется все больше стран из Азии и Ближнего Востока.
В прошлом году Формула 1 заработала около $1,6 млрд, из которых $700 млн были распределены между командами. Около половины этой суммы распределяется в равных долях, тогда как другая половина – в зависимости от места, на котором команда закончила чемпионат.
В прошлом году команда-победитель – Red Bull Racing – получила около $100 млн.
В дополнение к этому команды зарабатывают на спонсорстве, продаже атрибутики и другом.
Размещение логотипа компании на заднем крыле автомобиля Формулы 1 в зависимости от команды может стоить до $25 млн за сезон. Реклама в менее заметных местах, как например на зеркалах заднего вида, может стоить порядка $5 млн за сезон.
Дешевый маркетинг?
Хотя доходы увеличиваются, большинство команд все еще лишь пытаются стать безубыточными. Заводские команды крупных производителей двигателей вроде Mercedes, Ferrari и Renault рассматривают расходы на Формулу 1 в рамках своих глобальных маркетинговых стратегий.
Возвращение Honda в Формулу 1 в 2015 году может привести к усилению конкуренции между производителями двигателей и вылиться в еще большее увеличение затрат.
Некоторые команды поддерживаются большими мультинациональными компаниями. К примеру, согласно сайту Formula Money производитель энергетических напитков компания RedBull потратила около $1,2 млрд на свою команду на протяжении последнего десятилетия.
В то же время для достижения подобного охвата аудитории с помощью телерекламы RedBull пришлось бы потратить около $1,6 млрд в течение последних пяти лет.
Из-за того, что команды тратят большую часть заработанных денег, их бюджеты продолжают расти. Более богатые команды тратят около $400 млн в год, более бедные – менее четвертой части этой суммы.
Вместе с ростом разрыва в размерах бюджетов увеличивается и разрыв в результатах команд в гонках.
Богатые команды, как правило, более успешны, что в результате позволяет им привлекать еще больше денег. В управляющем органе Формулы 1 уже долгое время обсуждают возможность введения ограничения на размер бюджета, которое позволит уменьшить разрыв между командами и повысить конкуренцию. Пока что богатые команды не соглашаются.
Предпринимаются и другие попытки уравнять команды, как например ограничение тестовых заездов.
Человек против машины
Что лучше – иметь лучшую машину или лучшего пилота? Фернандо Алонсо, в настоящее время выступающий за Ferrari, считается одним из лучших гонщиков в Формуле 1.
Он является двукратным чемпионом мира и наиболее высокооплачиваемым пилотом. Последний раз он выигрывал гонку в мае 2013 года в Испании.
С того времени лишь две команды – RedBull и Mercedes – побеждали в гонках. Вместе они выиграли 28 гонок подряд.
В этом году доминирует команда Mercedes, выигравшая 11 из 14 гонок сезона. Вступившие в силу в начале сезона изменения в регламенте, касающиеся двигателей, позволили ей получить преимущество над командой RedBull, пилот которой, Себастьян Феттель, выиграл предыдущие 4 чемпионата подряд.
Два пилота Mercedes – Нико Росберг и Льюис Хэмилтон – настолько оторвались от своих соперников в борьбе за чемпионство, что это привело к ухудшению отношений внутри команды.
Так правда ли, что выигрывает тот, у кого лучшая машина? Растущее число пилотов, которые платят за возможность принимать участие в гонках, наводит на мысль о том, что в нынешнее время талант уже не столь важен, как раньше.
Тогда как топ пилоты получают по €1 млн за гонку, другие покупают себе место в команде, приводя с собой спонсоров.
Венесуэльский гонщик команды Lotus, Пастор Мальдонадо, спонсируется государственной нефтяной компанией PDVSA. В этом сезоне ему еще не удалось заработать ни одного очка в чемпионате.
Все из ряда опрошенных экспертов, за исключением президента команды Marussia, отдали предпочтение лучшей машине над лучшим пилотом.
Президент Marussia однако добавил, что лучший пилот в медленной машине не сможет выиграть гонку, тогда как существует вероятность того, что даже довольно слабый пилот может показывать хорошие результаты в быстрой машине.
Передовые технологии
Формула 1 представляет собой вид спорта, в котором счет идет на доли секунды. Команды тратят огромные деньги на исследования и конструкторские разработки, пытаясь найти возможности для малейшего преимущества. В результате команды становятся сродни высокотехнологическим компаниям. Возникает вопрос – есть ли возможность использования их разработок за пределами Формулы 1?
В Mercedes заявляют, что разработанные в Формуле 1 технологии в будущем могут применяться в автомобилях массового производства. Сейчас Формула 1 перешла на гибридные двигатели, а недавние изменения в регламенте призваны повысить эффективность расходования топлива.
В прошлом Формула 1 стояла во главе разработок в области повышения эффективности работы шин, аэродинамики, создания шасси из углеволокна и регулирования тягового усилия, которые в разной мере нашли свое применение в обычных дорожных автомобилях. Система рекуперации кинетической энергии (KERS), накапливающая энергию, создаваемую при торможении, и использующая её для повышения мощности двигателя, может стать следующим изобретением, перекочевавшим из гоночных в обычные автомобили.
Команда McLaren, являющаяся второй старейшей в Формуле 1 после Ferrari, объявила о принятии долгосрочной стратегии диверсификации бизнеса путем применения своего опыта и технологий в различных сферах за пределами Формулы 1.
По материалам: Улица Стена