Чтобы оказывать открытое неповиновение своим врагам в США и Европе, Владимир Путин может столкнуться с необходимостью содействовать усилению своего главного соперника на востоке.
Оказавшись в изоляции из-за Украины, Россия делает ставку на Китай в вопросе инвестиций, в которых она нуждается для предотвращения рецессии. Об этом сообщили три человека, участвующие в планировании такой политики, попросив не называть их имена, поскольку речь идет об информации для служебного пользования. Двое из них сообщили, что следствием этого станут уступки китайскому давлению и предоставление Пекин привилегированного доступа к тому, что он хочет больше всего: сырье и современное оружие, пишет 24Daily.net со ссылкой на Антикор.
Растущая зависимость России от Китая, с которым она на протяжении десятилетий вела борьбу за верховенство в вопросах мирового коммунизма, может в итоге привести к укреплению позиций КНР в зоне Тихого океана и ускорить экономический упадок самой России. Сегодня, когда рубль опустился почти до рекордно низкой отметки, а иностранные инвестиции исчезают, привлечение китайского капитала в Россию может усилить ее зависимость от природных ресурсов и сорвать усилия правительства по диверсификации экономики.
«Сегодня, когда Путин отвернулся от Запада в сторону Востока, Китай извлекает максимальную выгоду из российских потребностей», — сказала независимый московский политолог Маша Липман, в соавторстве с бывшим американским послом Майклом Макфолом написавшая книгу о Путине.
Китай, не теряя времени, заполнил нишу, возникшую в связи с закрытием для крупнейших российских заемщиков европейских рынков кредитования. Вчера китайская делегация во главе с руководителем правительства КНР Ли Кэцяном (Li Keqiang) вылетела в Москву для подписания 50-ти с лишним соглашений в самых разных областях, включая энергетику и финансы, о чем сообщило центральное телевидение Китая.
«Стратегическое партнерство»
Этот трехдневный визит «придаст новый импульс развитию всестороннего стратегического партнерства между Китаем и Россией», — заявил телекомпании CCTV заместитель министра иностранных дел Чэн Гопин (Cheng Guoping).
Сближение России с Китаем является отражением той уязвимости, какой страна не испытывала с момента распада Советского Союза, который вызвал депрессию, расколол общество и привел к появлению олигархов, часто вступавших в противоречие с государством. В отличие от 1991 года, россияне сегодня едины в поддержке своего лидера, а страна, имея резервы иностранной валюты на 455 миллиардов долларов и золотые запасы, далека от банкротства, заявила Липман.
«Тогда состояние экономики было гораздо хуже, но геополитическое положение России было лучше, потому что она пользовалась поддержкой США и Европы, — сказала Липман. — Теперь же, когда Путин взял курс на конфронтацию, он остался без союзников. А Китай совершенно не сентиментален и исключительно прагматичен».
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, который в выходные дни был в поездке вместе с президентом, не ответил ни на телефонные звонки на мобильный, ни на СМС-сообщения с просьбой прокомментировать складывающуюся ситуацию.
Гонка вооружений
Углубление связей между двумя из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН может отразиться на развитии событий за пределами региона, поскольку Путин вот-вот откликнется на одну из ключевых просьб КНР в военной области: о приобретении самой современной боевой техники.
Россия готовится подписать контракты на поставку уже в первом квартале будущего года соседнему ядерному государству зенитно-ракетных комплексов С-400 и истребителей Су-35. Об этом рассказал специалист по Китаю из московского Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. Россия также может поставить в Китай свою новейшую подводную лодку «Амур 1650» и комплектующие детали для такой продукции как спутники с ядерной энергетической установкой, отметил он.
Это может спровоцировать гонку обычных вооружений в Восточной Азии, считает военный аналитик из американской компании по анализу геополитических рисков Stratfor Омар Ламрани (Omar Lamrani).
«Япония, Тайвань, Филиппины и Вьетнам уже встревожены действиями Китая по развитию своих вооруженных сил, и эта тревога будет только усиливаться, если Пекин получит новую российскую технику», — сообщил Ламрани по телефону из техасского города Остина.
Младший партнер
Комплексы С-400, которые в настоящее время использует Россия, расширят зону досягаемости китайской ПВО, которая охватит все воздушное пространство Тайваня, а Су-35 позволят китайцам развивать свои военно-воздушные силы, отметил Ламрани. Хотя Россия на протяжении десятилетий в больших количествах поставляет в Китай оружие, до настоящего времени она отказывалась продавать ему свои лучшие системы, потому что Китай часто занимается воспроизведением изделий по образцу, создавая конкурирующие копии и увеличивая свой арсенал, сказал он.
Россия издавна проявляет нежелание усиливать своего соседа, который в четыре раза превосходит ее по объемам производства и почти в 10 раз по численности населения. Санкции все изменили, и теперь Путин рискует оказаться в положении младшего партнера, к чему он совершенно не привык, говорит Федор Лукьянов, возглавляющий московский Совет по внешней и оборонной политике, который дает рекомендации правительству.
«Одно дело — сближаться с Китаем, когда это просто один из нескольких вариантов, и совсем другое, когда полагаться на китайцев приходится по политическим причинам, — отмечает Лукьянов. — Возникает опасность, что Россия в конечном итоге окажется под значительным китайским влиянием».
Если на международной арене возможности у Путина ограничены, то внутри страны его власть практически беспредельна. Рейтинги популярности российского президента достигают почти 90%, а вера страны в армию находится на постсоветском пике.
«Эпохальная» сделка
Между тем, Китай уже достиг одной стратегической цели, получив российский газ. По результатам переговоров, длившихся более 10 лет, Путин во время майской встречи в верхах в Китае подписал соглашение сроком на 30 лет на общую сумму 400 миллиардов долларов. Он назвал «эпохальной» эту сделку между государственной компанией «Газпром» и ее китайскими партнерами.
Признаком того значения, которое Путин придает ухаживанию за осудившим антироссийские санкции Китаем, стало назначение одного из самых доверенных союзников президента миллиардера Геннадия Тимченко на должность главы Российско-Китайского делового совета. Заявление об этом прозвучало 29 апреля, на следующий день после того, как США внесли в черный список более десятка связанных с Тимченко компаний. Сам Тимченко попал в американский санкционный список в марте.
С начала украинского конфликта «отношение к китайцам стало более серьезным и дружественным», сказал предшественник Тимченко в деловом совете Борис Титов, являющийся уполномоченным при президенте России по правам предпринимателей.
Вопрос настоятельной необходимости
Расширение коммерческих связей с Китаем, который в 2011 году перегнал Германию и стал крупнейшим торговым партнером России, имело важное значение для Москвы еще до сепаратистской войны на Украине. Но оно стало вопросом настоятельной необходимости после того, как Соединенные Штаты и Евросоюз закрыли для России свои рынки ссудного капитала, сказал Титов.
До введения санкций Россия жестко контролировала китайские инвестиции, а за самыми крупными капиталовложениями наблюдали люди, имеющие прямой выход на Путина — такие, как Тимченко.
В прошлом году Китай приобрел 12,5% российского ОАО «Уралкалий», являющегося крупнейшим производителем калийных удобрений, а China National Petroleum Corp. договорилась с ОАО «Роснефть» о передаче предоплаты в размере 70 миллиардов долларов в счет сделки на поставку нефти сроком на 25 лет на общую сумму 270 миллиардов долларов. До этого Роснефть подписала десятилетнее соглашение на 85 миллиардов долларов с China Petrochemical Corp, а China National Petroleum Corp. приобрела 20-процентную долю в проекте по добыче газа в Арктике у ОАО «НОВАТЭК» на неизвестную сумму.
Во всех этих контрактах принимают участие приближенные Путина. Например, это председатель совета директоров Уралкалия Сергей Чемезов, знающий Путина как минимум с 1980-х годов, когда они жили по соседству в немецком Дрездене, где будущий президент работал агентом КГБ. НОВАТЭК частично принадлежит Тимченко, а Роснефтью руководит Игорь Сечин, работающий под руководством Путина уже двадцать лет.
Барьеры сняты
Однако в начале года, когда у компаний появилась острая потребность в деньгах, Россия начала снимать ограничения, предлагая Китаю более обширную сферу для вложения инвестиций, и в то же время, не пуская его в некоторые проекты, связанные с добычей золота, металлов платиновой группы, алмазов и с современными технологиями.
«После начала конфликта на Украине были сняты довольно серьезные барьеры», — сказал Титов.
Похоже, что попытки Путина очаровать Китай оказывают свое воздействие. Китайские государственные средства массовой информации хвалят его за то, как он храбро бросает вызов США, а исследовательский центр Pew провел в июле опрос и выяснил, что 66% китайцев положительно относятся к России. Это самая высокая цифра после Вьетнама и самой России. Годом ранее этот показатель был равен 49%. Российское государственное телевидение в прошлом месяце ответило встречной любезностью, обвинив Соединенные Штаты в провоцировании протестов, которые парализовали Гонконг.
Личные связи
Когда Путин в 2000 году пришел к власти, Россия импортировала китайских товаров менее чем на один миллиард долларов в год, а экспортировала почти на шесть миллиардов, согласно данным, полученным Bloomberg. Такое активное сальдо со временем превратилось в дефицит, и в прошлом году импорт из Китая достиг рекорда в 53 миллиарда долларов, в то время как экспорт российских товаров составил менее 40 миллиардов.
Для 62-летнего Путина отношения с Китаем носят все более личный характер. С момента прихода Си Цзиньпина на пост руководителя страны в прошлом году Путин девять раз встречался со своим китайским коллегой.
«Наши отношения самые лучшие среди мировых держав», — заявил 61-летний Си Цзиньпин московским студентам во время своего первого зарубежного визита в качестве председателя, которое он в марте 2013 года совершил в Россию. Эти связи «гарантируют» мир во всем мире, добавил он.
Кроме того, два руководителя работают в тандеме, пытаясь ограничить господствующее положение доллара в мировой финансовой системе.
Московская биржа первой в мире за пределами Китая предложила в ограниченном порядке осуществлять торговые операции в юанях, и в сентябре объем этих транзакций увеличился на 50% по сравнению с августом, составив в эквиваленте 1,1 миллиарда долларов, о чем сообщают представители биржи. Это крошечная цифра в сравнении с августовскими долларово-рублевыми операциями на 367 миллиардов долларов, однако сегодня импортеры восемь процентов всех китайских товаров оплачивают в юанях, в то время как четыре года назад этот показатель был равен двум процентам.
Рублевая нефть
Этот объем может вырасти многократно, если Россия примет обсуждаемое сегодня решение получать в оплату юани по газовому контракту с Газпромом на 400 миллиардов долларов, о чем сообщили четыре высокопоставленных чиновника и руководителя компаний, согласившиеся говорить при условии соблюдения анонимности.
Китай также начинает отказываться от доллара в своей торговле с Россией. Нефтяное подразделение Газпрома ОАО «Газпром нефть» начало продавать в Китай нефть за рубли, о чем Путин заявил 2 октября.
Тем не менее, убедить китайцев осуществлять больше расчетов в рублях будет очень трудно после того, как российская валюта в прошлом квартале опустилась на 14% по отношению к доллару, и это стало самым серьезным падением среди мировых валют, за которыми следит Bloomberg. В этом году золотовалютные резервы центробанка сократились на 50 с лишним миллиардов долларов, и отчасти это вызвано его попытками защитить рубль.
Китайцы заинтересованы главным образом в сырьевых материалах, а не в оказании помощи России в деле диверсификации ее экономики, заявил Алексей Маслов, возглавляющий азиатские исследования в московской Высшей школе экономики.
«Используя преимущества»
«Высший приоритет это диверсификация торговли, потому что 70% нашего экспорта составляет сырье, — сказал Маслов. — Мы хотим сократить данный показатель, однако Китай в этом не заинтересован».
Пока у Китая мало стимулов исполнять российские желания. Хотя Путин надеется, что объем двусторонней торговли в будущем году увеличится до 100 с лишним миллиардов долларов по сравнению с прошлогодним показателем в 90 миллиардов, это все равно будет составлять лишь два процента от общемирового объема китайской торговли и пятую часть от американо-китайского товарооборота, отметил Маслов.
Китайцы — это жесткие и терпеливые инвесторы, чувствующие, что у России усиливается потребность в деньгах, и добивающиеся крупных приобретений. По словам Маслова, в прошлом году на долю Китая приходилось всего 2,5%, или три миллиарда долларов из общего объема иностранных инвестиций в России.
«Они используют преимущества такой ситуации, — сказал Маслов. — Прежде была западная альтернатива, но теперь ее нет, и поэтому Китай старается воспользоваться такой ситуацией, в которой отсутствует конкуренция».
Культурные различия
По словам Титова, одно из препятствий на пути углубления связей с Китаем носит культурный характер.
Русские привыкли к американскому и европейскому стилю в работе корпораций, когда юристы составляют «железобетонные» контракты; однако китайцы гораздо меньше склонны исполнять свои письменные обязательства, отметил Титов.
«Мы узнаем много нового в процессе сотрудничества с китайцами», — сказал он.
Как бы мы ни характеризовали стиль работы китайских корпораций, он явно намного успешнее, чем российский.
В 1979 году, когда Дэн Сяопин начал капитальную перестройку экономики, объем производства в Китае составлял 40% от советского, о чем свидетельствуют данные исследования Центра за европейскую реформу (Center for European Reform). К 2010 году он был в четыре раза больше российского.
Такая диспропорция дает Си Цзиньпину ряд преимуществ над Путиным, которому в отсутствие разнообразных вариантов придется и дальше идти на уступки Китаю. Об этом говорит профессор политологии Национального университета Сингапура Цзя Иэн Чон (Ja Ian Chong).
«Россия важна для Азии лишь по двум причинам: поставки энергоресурсов и продажа оружия, — заявил старший научный сотрудник Института исследований Юго-Восточной Азии (Institute of Southeast Asian Studies) в Сингапуре Иэн Стори (Ian Storey). — И хотя российско-китайские отношения укрепляются, это в большей степени брак по расчету, чем по любви, поскольку подозрения с обеих сторон сохраняются».