Вчерашнее заседание комиссии начилось с опозданием — задержался приглашенный министр обороны и начальник Генштаба.
Накануне комиссия отправила в ведомства опросник — кто планировал Илловайскую операцию и почему наши войска попали там в окружение.
Ответы пришли в засекреченном виде. Даже списки погибших и награжденных за Илловайскую операцию.
«Мы не можем их обнародовать и включить в отчет, который мы обязаны представить парламенту», — объяснил глава комиссии Андрей Сенченко.
Глава комиссии просит подошедших Валерия Гелетея и Виктора Муженко озвучить ответы своих ведомств. Те отказываются. Мол, засекреченные материалы согласны огласить только в закрытом режиме.
«Тут есть не только розведданные. Тут есть те вопросы, на которые Путин ищет ответ — почему его войска остановили под Илловайском? Все, что сейчас делается — это все полтишоу», — сказал глава комиссии Валерий Гелетей.
«Валерий, вам не давали ни единого вопроса, вы не устраивайте на комиссии шоу», — Сенченко.
«Соберитесь в закрытом формате, мы вас проинформируем», — Гелетей.
Впрочем, кое-что военные чины все же рассказали.
«Почему списку погибших присвоен гриф для служебного пользования?», — Сенченко.
«Потому что есть такой порядок. Потому что есть много людей, которые ищут тех бойцов и бойцов с матерями — да их бесполезно искать. Они погибли», — Гелетей.
«Кто осуществлял руководство операций под Илловайском в августе 2014-го?» — Сенченко.
«Не всех руководителей называем в открытом режиме», — Муженко.
«Руководителем АТО был назначен я, а то, что касается исполнения заданий в районе Илловайска, — там были другие должностные лица», — Муженко.
Когда становится понятно, что закрывать заседание для прессы никто не будет, министр и начальник Генштаба встают и уходят.
Более многословны — командиры батальонов, участвовавших в «Илловайской операции».
«Надо было трезво оценивать те силы и средства, которые были в данном регионе, чтобы понимать — в состоянии мы этот город захватить или не в состоянии?», — сказал командир батальона «Миротворец»Андрей Тетерук.
«Большинство убитых и большинство раненых получили во время того, как выходили из гуманитарного коридора. Просто расстреливали как на поле скотину. Одним из заданий нашей временной комиссии — есть эти доказательства и об этом говорили сегодня командиры батальонов, что у них есть доказательства, что это была регулярная российская армия. После чего мы тоже будем предоставлять документы и обращаться в международные суды и в Минюст. Это была регулярная российская армия, которая расстреливала наших ребят», — рассказала заместитель главы временной следственной комиссии Верховной Рады Украины Мария Ионова.
14 октября комиссия планирует отчитаться перед коллегами в парламенте. Пока — предварительно.
Когда будет готов окончательный отчет, учитывая количество засекреченных материалов, — неясно.
По материалам: Подробности