Узколобая стратегия Путина обратиться к Востоку, одновременно проводя скрытую войну против Запада, превратит РФ в заправочную станцию Китая и отрежет экономику от западного капитала, технологий и контактов, в которых нуждается страна.
Об этом пишет Джозеф Най в своей статье «Путин превращает Россию в заправочную станцию Китая», опубликованной на сайте немецкой газеты Die Welt, сообщает Цензор.НЕТ со ссылкой на УНИАН.
Аспенская стратегическая группа, внепартийная группа экспертов по внешней политике под совместным председательством бывшего советника по национальной безопасности США Брента Скоукрофта и Джозефа Найя, недавно занялась вопросом, как нужно реагировать на действия России в Украине. НАТО сейчас также обеспокоено этим вопросом. Хотя Запад и должен противостоять президенту России Владимиру Путину, который нарушил действующую после 1945 года норму, не предъявлять никаких насильственных территориальных претензий, но не нужно полностью изолировать Россию; страну, с которой Запад разделяет совпадающие интересы в отношении ядерной безопасности, нераспространения, борьбы с терроризмом, Арктики и региональных вопросов, таких как Иран и Афганистан.
К тому же, Путин, даже просто в географическом плане, в более выигрышном положении при эскалации конфликта в Украине. Желание гневом реагировать на обманы Путина, понятно, но гнев — это не стратегия. Запад должен ввести финансовые санкции и санкции против энергетического сектора, чтобы остановить Россию в Украине, но в то же время он не должен упускать из виду необходимость сотрудничества с Россией по другим вопросам. Нелегко совместить эти две цели, и ни ода из сторон не выиграет от новой холодной войны. Поэтому не удивительно, что Аспенская группа, когда дело дошло до конкретных рекомендаций к действию, разделились на «тех, кто хочет оказывать давление на Россию» и «тех, кто видит необходимость переговоров».
Эту дилемму следует рассматривать в долгосрочной перспективе: Какую Россию мы надеемся увидеть через десять лет? Несмотря на агрессивное использование силы Путиным и высокопарную пропаганду, Россия является страной, которая находится в упадке. Узколобая стратегия Путина обратиться к Востоку, одновременно проводя скрытую войну против Запада, превратит Россию в заправочную станцию Китая и отрежет экономику от западного капитала, технологий и контактов, в которых нуждается страна.
Некоторые противники России приветствуют упадок страны на том основании, что эта проблема в конечном итоге решиться сама по себе. Это было бы недальновидно. Упадок Австро-Венгерской и Османской империи сто лет назад был для международной системы крайне невыгодным. Постепенный упадок, как в Древнем Риме или Испании в 18 веке, является менее разрушительным, чем быстрый, но, в конце концов, лучшим сценарием для России на ближайшие десять лет стал бы подъем и восстановление равновесия.
Упадок России виден везде. Растущие цены на нефть в начале века обеспечили экономике искусственный подъем и дали повод крупному банку Goldman Sachs причислить Россию к важнейшим развивающимся странам (наряду с Бразилией, Индией и Китаем как одной из стран БРИК). Однако, сегодня этот рост исчез. Валовой внутренний продукт России (ВВП) составляет около одной седьмой от ВВП в Соединенных Штатах, и ее доход на душу населения (измеряется паритет покупательной способности) в размере $ 18 000 примерно равен одной трети американского.
Две трети российского экспорта, половина государственных доходов и 20 процентов ВВП приходятся на нефть и газ, в то время как экспорт высоких технологий составляет лишь семь процентов от экспорта промышленных товаров (по сравнению с 28 процентами в Соединенных Штатах). Распределение ресурсов в экономике неэффективно, при этом коррумпированная институциональная и правовая структура осложняет частные инвестиции. Несмотря на привлекательность традиционной русской культуры и призывы Путина, делать ставку на «мягкую силу» России, его тираническое поведение посеяло недоверие.
Немногие иностранцы смотрят российские фильмы, и ни один из российских вузов в прошлом году не попал в список 100 лучших университетов мира. Вероятность этнической фрагментации ниже, чем в советские времена, но на Кавказе это до сих пор проблема. Советское население наполовину состояло из представителей нерусских национальностей; межу тем, они составляют 20 процентов населения Российской Федерации и населяют 30 процентов ее территории. Здравоохранение в ужасном состоянии. Рождаемость падает, смертность увеличилась, и средняя продолжительность жизни российского мужчины — примерно 60 лет. По среднесрочным оценкам демографов Организации Объединенных Наций, России угрожает сокращение численности населения с нынешних 145 миллионов человек до 121 миллиона к середине века.
Но хотя Россия в настоящее время кажется промышленной банановой республикой, развитие в будущем все еще возможно. Страна располагает талантливыми людьми, и некоторые секторы, такие как военная промышленность, могут производить сложные изделия. Некоторые аналитики считают, что Россия сможет преодолеть свои проблемы путем проведения реформ и модернизации. Бывший президент Дмитрий Медведев, который опасался, что Россия попадет в так называемую «ловушку средних доходов», вместо перехода в группу стран с высоким доходом на душу населения, представил именно такие планы.
Безудержная коррупция, однако, привела к тому, что очень мало было реализовано. Постимпериальная трансформация России не удалась при Путине, Россия по-прежнему занята исключительно своим местом в мире и мечется между своей исторически европейской и славянофильной идентичностью. Владимиру Путину не хватает стратегии для долгосрочного восстановления России, и он ответил, воспользовавшись ситуацией — хотя иногда успешно в краткосрочной перспективе — на угрозы внутренней безопасности, ощутимые внешние угрозы и слабость своих соседей. Таким образом, Россия стала ревизионистом, который нарушает международный статус-кво — и хочет служить катализатором для других ревизионистских держав.
Тем не менее, антилиберализм и российский национализм являются плохой исходной базой для «мягкой силы», которая нужна стране, чтобы увеличить свое региональное и глобальное влияние. Поэтому, вероятность того, что Евразийский союз под руководством России сможет конкурировать с Европейским союзом, ограничена. Независимо от результата ревизионизма Путина, с помощью ядерного оружия России, ее нефтяных и газовых ресурсов, компетентности в области информационных технологий и близости к Европе он располагает возможностью создать проблемы Западу и международной системе. Разработка и реализация стратегии, которая удержит поведение Путина в рамках, и в то же время будет основываться на долгосрочном сотрудничестве с Россией, является одним из наиболее важных вызовов, с которыми сегодня столкнулось международное сообщество.