Сергей Гуриев, приглашенный профессор экономики Sciences Po, профессор экономики и бывший ректор Российской экономической школы в Москве.
Многие критики санкций, наложенных на Россию за ее действия в Украине, заявляют, что они неэффективны, поскольку ограничены по масштабам и охвату. Более того, считается, что санкции позволяют президенту Путин обвинять Запад во внутренних проблемах России. Действительно, некоторые сторонники Путина в России приветствуют санкции как средство достижения Россией автаркии, то есть стратегической независимости от Запада.
Эти аргументы неверны. Хотя санкции не поддерживает, например, Китай, они уже имеют значительный эффект, и ожидание их дальнейшего ужесточения — предмет серьезного беспокойства инвесторов и российского правительства. При этом полная автаркия означает серьезное снижение уровня жизни россиян — основы поддержки Путина в России.
Последние по времени санкции беспрецедентны. Европейский Союз пошел даже дальше, чем США. Интегрированность стран ЕС в российский рынок значительно отличается — как и интегрированность ЕС и США. Однако после катастрофы MH17 Россия больше не может использовать стратегию «разделяй и властвуй», основанную на этих различиях.
Как ЕС, так и США подвергли санкциям высших чиновников и ведушие компании и банки России. Список ЕС включает все основные государственные банки (крупнейшие в стране). Еше важнее то, что ЕС включил в список санкций Сбербанк, краеугольный камень российской финансовой системы, активы которого составляют около 30% ВВП и около половины российских розничных вкладов.
В настоящее время санкции только ограничивают доступ Сбербанка к европейским рынкам капитала. В краткосрочной перспективе Сбербанк — и другие попавшие под санкции банки — смогут заменить европейские средства ликвидностью Центробанка России или азиатских источников. Однако факт наличия Сбербанка в списке вызвал огромное беспокойство всех иностранных инвесторов в России.
Они имеют полное право беспокоиться: российская финансовая система крайне уязвима. Общий внешний долг банковского сектора составляет 214 миллиардов долларов, из которых 107 миллиардов следует уплатить в течение года (129 миллиардов в течение двух лет). Внешний долг нефинансовых компаний составляет 432 миллиара долларов, из которых 128 миллиардов следует уплатить в течение года (175 миллиардов в течение двух лет). Это серьезные суммы даже для России, валютные резервы которой составляют 480 миллиардов долларов.
Запрет экспорта в Россию технологий нефтегазового сектора не влечет немедленных последствий для российской экономики, однако в течение нескольких лет России понадобятся западные технологии для разработки новых нефтяных месторождений. Иначе объем производства нефти стагнирует или даже упадет, тяжело отразившись на курсе рубля и уровне жизни.
Финансовые рынки и российское правительство понимают серьезность среднесрочных рисков. Во избежание обесценивания рубля и инфляционного давления Центробанк поднял учетную ставку до 8% (до Крымского кризиса она составляла 5,5%). Но этого может быть недостаточно, поскольку недавно введенные Россией “контрсанкции” - эмбарго на импорт еды из ЕС и США — значительно поспособствуют росту цен.
C января российские ценные бумаги потеряли 16% стоимости по индексу MSCI, хотя в 2013 году они уже торговались с 50%-ной скидкой, тогда как бразильские и турецкие ценные бумаги выросли на 13% и 27% соответственно. При том что MSCI предоставляет инвесторам индексы развивающихся рынков, исключающие Россию, массовая продажа российских акций по индексовым ценам еще боле снизит их цену. Ожидается, что общий отток капитала вырастет от 60 миллиардов долларов в 2013 году не менее, чем до 100 миллиардов долларов в этом году, а по некоторым оценкам этот показатель составит целых 200 миллиардов..
Одно из последствий всего вышеперечисленного заключается в том, что правительство больше не может свести дебет с кредитом и начало обсуждать сокращение расходов и новые налоги, в частности налог с продаж. Последние десять лет обсуждался вопрос, стоит ли сохранить существующий 18%-ный налог на добавленную стоимость или заменить его налогом с продаж. Теперь спор идет о том, следует ли ввести налог с продаж сверх НДС или повысить ставку НДС.
Также министр финансов Антон Силуанов заявил, что правительство использует пенсионные накопления этого года на проекты в Крыму, при этом строительство некоторых шоссе отложено на неопределенный срок. Теперь правительство заявляет, что экспропририрует пенсионные накопления и за следующий года (Заместитель министра экономического развития Сергей Беляков был уволен после публичного извинения за такой шаг). В недавно обнародованном письме заместитель премьер-министра Аркадий Дворкович открыто признал перед премьер-министром Дмитрием Медведевым невозможность выполнить затратные предвыборные указы Путина и предложил радикальный пересмотр текущих фискальных планов.
Очевидно, страх более серьезных экономических проблем — например, дальнейшего оттока капитала после повышения налогов — предотвратил открытое вторжение на восток Украины. Российское руководство, очевидно, понимает, что несмотря на рост поддержки «самодостаточности» автаркия никогда не работала в России. Даже в сталинскую эпоху, когда экономика была гораздо более закрытой, индустриализация потребовала импорта западного капитала и ноу-хау.
Что еще важнее, исторически популярность Путина основывалась на высоком уровне жизни. Годовое потребление одного домашнего хозяйства возросло вдвое против достигнутого перед распадом Советского Союза. Рост потребления в основном был обусловлен интеграцией России в мировую экономику — и не может быть поддержан без нее.
Последнее поколение советских лидеров хорошо понимало важность поддержания высокого уровня жизни, поэтому выручка от продажи нефти и газа шла на импорт потребительских товаров. После обрушения цен на нефть в середине 80-х потребление домашних хозяйств также рухнуло; вскоре рухнул и Советский Союз.
В наши дни, хотя цены на нефть остаются высокими, в течение следующих 2-3 лет российский бюджет и финансовая система будут испытывать серьезные проблемы. Если Запад введет полномасштабные санкции против крупнейших российских банков, — а США уже сделали это против относительно маленьких банков, — эти проблемы могут стать непреодолимыми.
Каков будет ответ правительства России? Путин не сможет себе позволить вернуться к докрымскому status quo, поскольку в России это сочтут серьезным политическим поражением. Это означает, что санкции будут действовать и дальше. Однако с учетом того, что политические репрессии, цензура и пропаганда уже задействованы, усилия Путина по сохранению контроля в условиях падения уровня жизни россиян будут ограничены. Суть этой дилеммы такова, что невозможно предсказать, как поступит Путин.
По материалам: project-syndicate.org, перевод: Глобус Украины
13.08.2014 в 13:58
Гениально! В России все плохо. Предсказать как будет развиваться ситуация и как будет действовать Путин — нельзя!