Завтрашние переговоры в Минске являются потенциально выгодными для всех сторон — кроме России. Но возможности РФ повлиять на ситуацию на этот раз довольно ограничены.
Решение Президента Украины Петра Порошенко начать переговоры с сепаратистами на территории Беларуси, озвученное вчера вечером и за несколько часов принято белорусской стороной, было до некоторой степени ожидаемым.
Контактная группа уже давно искала площадку для проведения переговоров, желательно такую, где бы одна сторона не подозревала, что их вот-вот арестуют, а другая — что их возьмут в заложники или случайно накроют ракетным ударом свои же.
Цели переговоров в Минске задекларированные минимальные — освобождение 168 заложников и допуск международных экспертов на место падения малазийского самолета. Что украинская сторона будет предлагать сепаратистам взамен, конечно, не озвучивается. На особо большую выручку рассчитывать «донецкой стороне» не приходится. Территория падения лайнера и без того за несколько дней может попасть в руки сил АТО, а заложников — особенно имеющих ранения — лучше отдать, пока живы. Чтобы они, как это ни цинично звучит, не превратились для террористов из предмета торга на предмет дополнительного уголовного производства и увеличенного тюремного срока.
Хотя чисто гипотетически можно предположить, что Беларусь может стать не только площадкой для обмена пленными, но и нечто большее в разрешении конфликта. Сепаратисты — по крайней мере, их адекватная часть, понимают, что дело, кажется, проиграно, и полномасштабного российского вторжения в Украину, скорее всего не будет. В подобной ситуации логично искать способы выйти относительно сухими из воды. Учитывая то, что Россия пока не готова принимать своих верных сынов обратно домой — за исключением нескольких служак высокого ранга, спасение утопающих становится проблемой самих утопающих. И здесь приемлемым представляется вариант интернирования в Беларусь, откуда бывшие сторонники сепаратизма со временем могли бы более или менее легально вернуться уже домой. Сложно сказать, насколько подобная идея может понравиться белорусскому президенту, но при условии финансовых, например, бонусов — независимо от стороны, хоть России, хоть ЕС, он, вероятно, и согласится построить несколько лагерей для содержания интернированных воинов. Россиян со временем заберут, а необходимая инфраструктура, конечно, останется.
Подобная встреча явно выгодна и белорусскому президенту. Вечный проситель — для России, и диктатор-фрик — для Европы, Лукашенко превращается в регионального лидера, который, как ни крути, как будто способствует решению серьезных проблем у соседей. При этом у него появляются не слишком большие, но все же козыри в диалоге как с ЕС, так и с Россией. И вся цена этого — по крайней мере на данный момент — возможность пообщаться с незабываемым Леонидом Даниловичем, поздороваться с давно знакомым Зурабовым, и посмотреть на пару-тройку «неведомых зверушек» из ДНР-овского зоопарка.
В целом выгодны подобные переговоры и для Украины. Пока идет силовая операция, и войска АТО пытаются зачистить максимум сепаратистов всеми доступными средствами, дипломаты смогут продемонстрировать желание Украины к переговорам, прозрачному расследованию инцидента с малазийским самолетом, а также освободить хотя бы часть заложников.
Единственной стороной, которой могут не понравиться вероятные минские компромиссы, является Россия. Кажется, в Кремле действительно приняли решение, что «православная армия» Гиркина должна героически — и с максимальными для Украины потерями — погибнуть. И позволить «хохлам» с «бульбашами» переиграть этот сценарий было бы как-то не спортивно. Поэтому, вероятно, товарищу Стрелкову-Гиркину придется переключиться с борьбы с матом в рядах ополченцев, которой он посвятил последние пару дней, на другие, менее богоугодные дела. Как борьба с потенциальными дезертирами. Если, конечно, какая-то случайная не слишком пуля не прервет земной путь живого пока олицетворение русской офицерской доблести.
По материалам: Espreso.tv, Автор: Тарас Паньо