Следующим этапом финансовых санкций может стать отключение банков РФ от международной системы платежей SWIFT, а значит, и от потока нефтедолларов
Секторальные санкции, объявленные Соединенными Штатами 17 июля, заденут два крупнейших финучреждения РФ — госкорпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) и «дочку» «Газпрома» — Газпромбанк, — пишет «Деловая столица«.
Американским инвесторам запрещено инвестировать в новые выпуски их акций и облигаций, а также предоставлять новые кредиты сроком более 90 дней. Санкции автоматически распространятся и на «дочки» ВЭБа — Связь-банк и банк «Глобэкс», в которых он владеет более чем 50% акций.
К бойкоту американцев, вероятно, присоединятся и европейские инвесторы. Они могут поддержать заокеанских коллег из репутационных соображений. Это означает, что финансовым организациям будет перекрыт доступ к внешним рынкам заимствований. «Российским банкам придется искать новые пути финансирования, прежде всего на азиатском рынке, но выход на него займет от 6 до 12 месяцев», — полагает заместитель генерального директора «Кредит-Рейтинга» Ольга Шубина.
Впрочем, в это время россияне вполне могут подживиться краткосрочными западными ресурсами, запрета на предоставление которых нет. Однако в перспективе сложившаяся ситуация усилит зависимость России от Китая, который будет ссужать Кремлю деньги, если увидит прямую выгоду для себя. В этом контексте стоит вспомнить подписание контракта с «Газпромом», в котором Пекин «продавил» заниженные цены на газ на ближайшие 20 лет.
И Газпромбанк, и ВЭБ сейчас внесены в список секторальных санкций SSI (Sectoral Sanctions Identifications). Но минфин США предупредил, что они в любой момент могут быть переведены в список SDN (Specially Designated Nationals), предусматривающий более жесткие ограничения. В этом случае будут заблокированы американские активы финучреждений и введен запрет на международные расчеты в долларах. После второй волны санкций, введенных США в марте этого года, в черный список SDN уже внесены близкий к российскому президенту банк «Россия» (в Вашингтоне его называют «кошельком Путина»), подконтрольный ему Собинбанк, а также Инвесткапиталбанк и СМП Банк (оба контролируются братьями Ротенбергами), «Финсервис» и другие.
Оба наказанных банка являются крупнейшими заемщиками. У Газпромбанка около $9 млрд долга приходится на еврооблигации и синдицированные кредиты в долларах США. Публичный долг ВЭБа в долларах составляет примерно $8 млрд. Теперь оба банка могут зайти в тупик с их рефинансированием.
Председатель правления ВЭБа Владимир Дмитриев уже заявил, что финучреждение намерено замещать внешние заимствования внутренними, попутно сокращая объемы кредитования. «Блокирование доступа к долгосрочному финансированию значительно сократит обеспеченность банковской системы РФ ресурсом и повлечет дефицит долларовой ликвидности в системе. Альтернативных источников привлечения в систему валюты не так много, следовательно, рубль будет девальвировать», — полагает начальник отдела рейтингов финансовой сферы IBI-Rating Анна Апостолова. По предварительным прогнозам, в ближайшее время курс российской валюты может просесть на 5%. Если же аналогичные санкции будут применены к другим крупным банкам, ослабление может быть более значительным — до 10%.
Другим эффектом санкций станет сокращение объемов кредитования, углубление рецессии в экономике и, возможно, разгул инфляции. «После пересыхания ручейка западных кредитов по итогам первого раунда западных санкций наши банки уже активно побежали за финансированием к Центробанку. Если тренд станет устойчивым, то властям ничего не останется, как включить печатный станок», — констатирует российский оппозиционер, экс-заместитель министра энергетики РФ Владимир Милов.
Если Кремль продолжит финансировать сепаратистов, санкции будут ужесточаться. «Аналогичные санкции против банков могут ввести ЕС, Япония и другие развитые страны. Кроме того, в черный список могут быть включены другие финучреждения, например ВТБ и Сбербанк», — полагает руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александр Вальчишен.
Не исключено, что США решатся даже на крайнюю меру и пролоббируют отключение российских банков от системы SWIFT, как это произошло с Ираном в 2012 г. Тогда SWIFT приняла решение под давлением американских законодателей, которые обвинили ее в пособничестве международному терроризму и иранской ядерной программе. Система обеспечивает основную массу международных платежей. К ее сервисам подключены более 10 тыс. банковских и финансовых организаций в 210 странах мира. Отключение от системы будет означать финансовую изоляцию России и блокирование международных платежей. Это нанесет серьезный удар не только по банковской системе, но и по всей экономике страны, поскольку россияне не смогут рассчитываться по внешнеэкономическим контрактам, привязанным к доллару. Последствия могут быть действительно катастрофическими, если вспомнить, что «зеленый» — основная валюта расчетов за нефть.
«В такой ситуации у РФ не будет другого выхода, как предпринимать попытки срочного создания системы международных платежей для стран, входящих в БРИКС и ЕврАзЭС, а также, возможно, и некоторых стран Латинской Америки. Для отвязки от доллара могут ввести либо валюту одной из стран, либо принять компромиссный вариант по созданию альтернативной», — допускает аналитик международной финансовой компании «Альпари» Антон Козюра. Правда, едва ли этот проект удастся запустить достаточно быстро. Например, на раскрутку китайской China UnionPay понадобилось более 10 лет. Эту платежную систему россияне рассматривают как альтернативу Visa и MasterCard. China UnionPay уже заявила об экспансии на российский рынок и намерении нарастить эмиссию своих карт до 2 млн штук за три года. Через два-три года китайская система планирует стать акционером создаваемой россиянами Национальной системы платежных карт (НСПК).
Автор: Татьяна Очимовская