Назначение Жана-Клода Юнкера на пост президента Еврокомиссии стало «хорошо спланированной новостью», однако надеяться на радикальные изменения политики ЕС относительно Украины, к сожалению, не приходится.
Бывший премьер-министр Люксембурга был уверен что займет эту должность — и публично демонстрировал эту уверенность еще в начале июня. Эту уверенность не могла поколебать даже позиция Великобритании — премьер-министр которой, по данным немецких СМИ, предупредил канцлера Германии Ангелу Меркель, что назначение Юнкера может «дестабилизировать» британское правительство и заставить его провести референдум об отказе от членства в ЕС.
В свете высказываний нового главы Форин офиса — ярого евроскептика Филиппа Хамонда — подобный тезис выглядит уже не брошенной угрозой, а реалистичным прогнозом. Два политика, которые получили высокие должности фактически в один день, не исключено, могут стать причиной развода Соединенного Королевства и ЕС — при том развода не совсем мирного.
Наконец, амбиция британцев в данном случае — это скорее их частная проблема. Правоцентристская Европейская народная партия, выдвинувшая Юнкера на пост председателя Еврокомиссии, честно выиграла большинство мест в Европарламенте на выборах в мае, и сумела согласовать кандидата с Прогрессивным альянсом социалистов и демократов — второй по величине группой в ЕП. Поэтому новый президент ЕК может себе позволить посоветовать своим оппонентам «не шантажировать Евросоюз».
Новый президент ЕК — «человек с прошлым», значительный кусок жизни которого было положено на создание ЕС в его нынешнем виде. Достаточно сказать, что Юнкер был одним из авторов и идеологов Маастрихтского договора, основополагающей соглашения об образовании ЕС.
И главные опасности для ЕС он видит не в геополитических бурях или «возрождении России», а в экономической слабости ЕС. Собственно, и в должность он идет с колоссальным, почти «полтриллиардным» планом стимуляции европейской экономики.
Жан-Клод Юнкер никогда не числился в друзьях России. «Практикующий интегратор», он имеет идиосинкразию к различным сепаратистским движениям. Сила парламентской фракции, от которой он пришел к власти, во многом зависит от польских консерваторов. Юнкер не на словах, а на деле будет обеспечивать энергонезависимость Европы — в первую очередь, от российского газа. И все это — хорошие новости для Украины.
С другой стороны, жертвовать экономическими интересами, ростом и процветанием дела всей своей жизни ради какого-то восточно-европейского государства и защиты ее территориальной целостности он, кажется, не будет.И это для нас плохая новость.
Вероятно, что политика поддержки норм международного права — на словах, и политика защиты собственных экономических интересов — на деле, которая так хорошо апробирована ЕС относительно Украины в последнее время, будет продолжена. Экономическая интеграция, которая дает немалые преимущества обеим сторонам, вероятно, также будет продолжаться и даже расширяться. Со всем остальным украинцам придется справиться самостоятельно.
По материалам: Espreso.tv, Автор: Тарас Паньо