Такими увидел будни Донецкого «ополчения» корреспондент Forbes Орхан Джемаль.
Министр обороны ДНР Игорь Гиркин (Стрелков) покинул Славянск и перебрался в Донецк, а вместе с ним в столицу самопровозглашенной республики перебрались от 2 000 до 3 000 ополченцев.
Сам Стрелков заявил, что сдал Славянск, чтобы не подвергать риску мирное население. Это звучит очень человеколюбиво, но справедливости ради стоит заметить, что Славянск скорее сдали потому, что его просто невозможно было удержать. Харизматичный Гиркин оказался неважным стратегом, позволив украинской артиллерии оседлать холмы вокруг города и методично обстреливать его.
Упустив высоты, Гиркин уже ничего не мог противопоставить украинской армии.
После взятия города новые украинские власти начали восстанавливать в Славянске электро- и водоснабжение, завозить продовольствие. В тот день на главной площади, куда военные грузовики привезли гуманитарную помощь, началась давка, особенно вокруг машины с колбасой.
Сцена не слишком красивая, но с учетом того, что в городе нормальная жизнь прекратилась несколько месяцев назад и люди просто оголодали, — вполне извинительная.
В тот день в Славянске еще не было связи, и, только покинув его, мы смогли с изумлением прочесть в фейсбуке политолога Александра Дугина о массовых расстрелах и зверствах в Славянске. Вот такой оптический обман: непосредственно на месте видится раздача колбасы, а издалека — массовые расстрелы.
Тем временем в Донецке жизнь начала меняться. Вернувшись из Славянска, заселиться в местную гостиницу «Оптима», где мы обычно жили, не удалось. Днем раньше здесь появились вооруженные люди и сообщили дирекции, что теперь в гостинице будут жить они, причем бесплатно. Аргументов против у дирекции не нашлось, и нам пришлось отправиться в гостиницу «Ливерпуль». Здесь сразу предупредили: пока нас заселят, но если сюда придут, как в «Оптиму», нам придется съехать.
Не обошлось и без хороших новостей. В Донецке начали организовывать муниципальные парковки для велосипедов и выделять велодорожки. Смысла сейчас в них особого нет, город пустоват и по нему носятся машины без номеров — транспорт, экспроприированный для нужд ополчения.
В четверг мирные донецкие будни завершились. Командование решило, наконец, отбить аэропорт, уже давно захваченный сводным отрядом украинской армии и нацгвардии.
Видимо, Стрелкову после фиаско в Славянске остро требовался хоть какой-то успех.
Тактического смысла в захвате аэропорта нет никакого, украинские солдаты сидели там в полной блокаде, по слухам, уже съели всех местных собак и кошек, аэродром принимать воздушный транспорт не способен, вертолеты и самолеты просто сбивают на взлете/посадке.
Отбивать аэропорт послали батальон «Восток» (о его взаимоотношениях со Стрелковым — ниже). В свое время командир батальона Ходаковский уже пытался сделать это, но тогда операция закончилась полным провалом, разгромом группы захвата и огромными потерями. Справедливости ради надо заметить, что так заканчивались практически все операции, проводимые Ходаковским. Теперь же у «Востока» появился шанс взять аэропорт со второй попытки.
Бойцы ехали с настроем, что надо будет часа два пострелять и покрасоваться…
Однако первая же разведка боем показала, что в аэропорту засели серьезные ребята. Оттуда заработал тяжелый 120-миллиметровый миномет, загнав бойцов в заранее вырытые окопы и блиндажи.
Ополченцам, которые в свое время не поленились вырыть эти окопы, минометный обстрел вреда не принес, но поскольку украинцы били с перелетом — фактически в город, — мины накрыли жилой квартал и несколько гражданских были ранены.
Взвод, с которым мы с коллегами укрылись в блиндаже, ждал команды идти вперед на штурм. Команда все не поступала, и, наконец, у командира зазвонил телефон… Нет, это не была команда «вперед», это звонили коллекторы из киевского банка с требованием погасить задолженность по кредиту.
Прождав весь почти весь день, стало понятно, что штурма сегодня не будет, а противостояние перешло в затяжную артиллерийскую дуэль. Разведгруппе пришлось отходить обратно.
В разведгруппе я встретил своих старых знакомых, с которыми познакомился неделю назад во время налета на ПриватБанк.
То есть они грабили банк, а я был свидетелем ограбления.
Налетчики даже проверили у меня журналистскую аккредитацию, когда я попытался взять комментарии к происходящему. Обнаружив, что все в порядке, они смирились с моим присутствием. Теперь же, переводя дух в придорожных зарослях, мы от души посмеялись, вспоминая обстоятельства нашей первой встречи.
Действующие лица
На неделе в город пожаловала московская знаменитость — Сергей Кургинян. Бывший театральный режиссер, давно сменивший подмостки на политику (ныне руководит движением «Суть времени»), дал пресс-конференцию, собравшую, как когда-то его лучшие спектакли, полный зал. Кургинян бичевал Гиркина за сдачу Славянска и в итоге чуть не был арестован Павлом Губаревым (в прошлом «народный губернатор», ныне не обладает ни каким официальным статусом, но тем не менее остается в политической обойме лидеров ДНР). Вряд ли из этой попытки что-то могло бы получиться, так как Кургиняна охраняли боевики из батальона «Восток» (об этом ниже). Он чувствовал себя в безопасности и театрально кричал Губареву: «Вы хам!»
Позже, отвечая на вопросы Forbes, экс-«народный губернатор» Губарев пояснил: Кургинян, приехавший в Донецк с «неконструктивной военной критикой», — человек неглупый и вряд ли вел себя столь вызывающе по собственной воле.
Скорее всего, он выполнял заказ кого-то из российских олигархов, предположил Губарев, но конкретные фамилии назвать затруднился.
Вечером того же дня Губарев дал пресс-конференцию (видимо, его вдохновил пример Кургиняна) и сообщил, что штаб батальона «Восток» (в офисе компании «Макеевуголь»), бойцы которого охраняли московского гостя Кургиняна (и где он в тот момент находился), в данный момент штурмуют, а забаррикадировавшиеся «востоковцы» отбиваются как могут.
После заявления Губарева часть журналистов сразу же помчалась в Макеевку проверять информацию. Признаков штурма не обнаружилось, из КПП вышел сонный ополченец и на вопрос о штурме сказал: «Подождите, сейчас пойду узнаю». Вскоре он вернулся и сообщил прессе, что ни он сам, ни его начальство об этом не слышали, но если вдруг начнется, то он позвонит, чтобы журналисты могли приехать и снять штурм.
Батальоном «Восток» командует Александр Ходаковский, бывший руководитель донецкой «Альфы» (спецподразделения СБУ), который считается человеком Рината Ахметова (№88 в глобальном рейтинге миллиардеров по версии Forbes, состояние — $12,5 млрд). Ходаковский долго не признавал Стрелкова в качестве лидера, более того, по свидетельству ополченцев, прибывших со Стрелковым из Крыма, Ходаковский по началу даже не мог определиться, за Киев он или против.
После того как Стрелков прибыл из Славянска в Донецк, начался очередной этап притирания «стрелковцев» и «востоковцев». И судя по тому, что Стрелков на своей последней пресс-конференции заявил, что «Восток» наш», а Губарев просто некомпетентен во всех вопросах, кроме рекрутинга новых ополченцев, между этими двумя полевыми командирами заключен временный мир.