Отсутствие бронежилетов у бойцов, которые погибают на Донбассе, глава министерства обороны Коваль прикрыл надуманным скандалом с обжалованием тендера. Хотя виноваты только военные бюрократы.
В пятницу, 20 июня вспыхнул очередной тендерный скандал, связанный с армией.
И.о. министра обороны Михаил Коваль с трибуны Верховной Рады пожаловался на Антимонопольный комитет, который, по его мнению блокирует закупку бронежилетов. Мол Вооруженные силы Украины заказали 28000 бронежилетов, «но на данный момент мы чувствуем большое сопротивление по закупке бронежилетов». Частная фирма, название которой Коваль сказал как «Арес», 18 июня обжаловала тендер и «теперь Антимонопольный комитет остановил закупку, и мы каждый день недополучаем бронежилеты».
Это прозвучало как взрыв. Каждый день звучат сообщения о гибели и ранения украинских солдат, у которых нет бронежилетов. Поэтому никто не обратил внимание на ложь Коваля, которая была соткана из правды и полуправды, и все вместе бросились охотиться на ведьм.
Председатель Верховной Рады Александр Турчинов потребовал от Генпрокурора Виталия Яремы уголовного дела против антимонольщиков. Прокуроры мгновенно возбудили уголовное производство едва не измене родине, потому что они «создали угрозу национальной безопасности и обороноспособности страны, а также причинили существенный вред интересам государства через подрыв авторитета Антимонопольного комитета».
Хорошо хоть арестовать никого не успели. Потому что аресты надо проводить совсем в другом городе. А именно в том, откуда и прозвучало «держите вора». Итак, что происходило на самом деле — реконструкция событий на основании официальных документов, опубликованных в «Вестнике государственных закупок».
Министерство обороны объявило закупку 25000 бронежилетов на ожидаемую сумму 118 млн грн. только 12 мая. На тот момент уже было известно две вещи: боевики на Донбассе воюют с применения русского оружия, а Верховная Рада упростила военным тендерные процедуры фактически к нулю. Минобороны уже тогда могло объявлять закупку «у одного участника» и при желании уже через неделю после объявления иметь окончательное соглашение.
Однако военные бюрократы, как выяснилось впоследствии, были не в курсе законодательных новелл, поэтому объявили тендер по длинной из существующих процедур — «открытые торги». По такому сценарию соглашение с победителем подписали бы только в конце июня. А сами бронежилеты уехали бы в войска еще позже.
19 мая кто-то в Минобороны все-таки понял, что делается большая глупость, и военные срочно объявили «переговорную процедуру» (новое название старой закупки «у одного участника») с украинским производителем ООО «Темп-3000». С фирмой договорились о том, что она изготовит 17 тысяч бронежилетов «Корсар-3» и «Корсар-4» на 81 млн грн. 20 мая это предложение было акцептировано и 28-30 мая с фирмой были подписаны все сделки.
Согласно этому контракту, до конца июня на армейские склады должно поступить 9000 бронежилетов, остальные — в июле. И они поступали. Еще 13 июня начальник финансово-экономического управления Департамента государственных закупок и поставок материальных ресурсов Министерства обороны Украины полковник Александр Инжиевський сообщил, что из заказанных 17 000 бронежилетов получено 3000, и изготавливают их со скоростью 250 штук в день.
То есть имеем свершившийся факт — бронежилеты уже шли на армейские склады задолго до заявления Коваля.
Однако на Донбассе каждый день появлялись все новые убитые и раненые, под окнами Минобороны уже появлялись пикеты, а солдатские матери иногда блокировали переправки своих сыновей в зону АТО без соответствующей амуниции.
Параллельно шло развитие и по открытым торгам. После того, как армия подписала контракт на закупку 17 000 бронежилетов по ускоренной процедуре, количество бронежилетов «с открытыми торгами», о которых говорил Коваль, снизили с 25 000 до 11 000. И именно на это количество была жалоба в АМКУ.
Фирма «Аммо С» возмутилась якобы дискриминационными условиями тендера и 18 июня обжаловало их в АМКУ. Дело в том, что эта компания занимается импортом дорогих иностранных бронежилетов (до 20 тыс. грн. /за штуку), тогда как в условиях тендера просматривалось желание Минобороны покупать именно украинские изделия (приобретенные в итоге по 4-5 тыс. грн. /за штуку). Жалоба была оформлена вполне законно, и АМКУ принял, следствием чего стала приостановка «открытых торгов» на период рассмотрения.
Итак, по состоянию на 20 июня была такая ситуация. Под окнами Минобороны уже шумели активисты, на Донбассе гибли украинские солдаты, а военные бюрократы смогли получить лишь около 4-5 тысяч бронежилетов. Акцентируем — речь идет о конце июня, четвертый месяц войны, четвертый месяц после того, как правительство выделило военным более 4 млрд грн. на вооружение.
Все выглядело так, что Минобороны слишком долго ковырялось в носу, раздумывая стоит ли оснащать наших солдат бронежилетами. Оно и понятно. Под окнами столичного офиса министерства же не стреляют. Но надо же и реагировать на народное возмущение, которое уже конвертировалось в публичный допрос в стенах парламента. Поэтому и.о. министра Коваль сказал, что сказал: «Теперь Антимонопольный комитет остановил закупку, и мы каждый день недополучаем бронежилеты».
Вот это и есть ложь Коваля.
Армия «недополучает» бронежилеты не из-за позавчерашнего решения АМКУ. Солдаты не имеют защиты исключительно через неторопливость армейских бюрократов, которые слишком долго решали, а покупать ли их вообще, а если надо, то как и у кого.
Следствием этой лжи стало то, что видели все.
Председатель парламента Александр Турчинов решил, что может с металлом в голосе требовать у генпрокурора Яремы ареста чиновников АМКУ. Мягко говоря, это не так. Ни гражданин Турчинов, ни председатель ВРУ с любой фамилией таких полномочий не имеет.
Тем не менее, подчиненные Яремы взяли под козырек и радостно отчитались об открытии уголовного производства за незаконное приостановление закупки бронежилетов Антимонопольным комитетом Украины.
Единственное, что оставалось И.о. председателю АМКУ Николаю Барашу перед перспективой ареста, это публично ответить на все упреки: жалоба была принята законно, понимание о нацбезопасности в АМКУ было, поэтому жалоба была рассмотрена оперативно и 20 июня жалобщику отказано в удовлетворении. То есть Минобороны может продолжать свою «собачью песню» с «открытыми торгами». Все равно победу на них одержит «Темп-3000», который и так круглосуточно загружен по предварительному заказу от Минобороны.
Мораль этой истории такова. Солдаты получат бронежилеты как только их изготовят. Соответствующий контракт является, заблокированным только на несколько дней, когда был тендер, поставка по которому все равно не могла состояться раньше августа.
Поэтому заявление Коваля о почти саботаже антимонопольщиков — не более чем дымовая завеса, которая должна отвлечь противника от истинного положения дел. А он позорный. В том, что солдаты воюют без защиты виноваты исключительно армейские бюрократы. И все представители власти, которые повелись на слова Коваля, — или паникеры, или такие же перестраховщики. Потому что очень легко наехать на какого-то клерка с АМКУ или фирму-жалобщика, лишь бы не искать истинных виновников на высших ступенях власти.
И напоследок. Чтобы не сложилось впечатление, что «Наши Деньги» в этой ситуации защищают главу АМКУ Бараша, добавим еще немного фактов.
Под угрозой арестов АМКУ решило дело по бронежилетам за два дня. Это невероятный рекорд для ведомства. Обычно жалобы здесь рассматривают около месяца. Это прекрасно иллюстрирует другие тендеры Минобороны — по закупке лекарств, которые нужны бойцам не менее от бронежилетов.
Еще в апреле Минобороны объявило ряд опять же «открытых торгов» на поставку обезболивающих, антисептиков и других необходимых бойцам препаратов почти на 20 млн грн. Однако 28 мая тендеры были обжалованы фирмой с очень медицинским названием «Нафтосперспектива». И только 19 июня АМКУ неспешно отклонил эти жалобы, позволив армии продолжать свои неторопливые торги, вместо которых Минобороны даже не попыталось объявить быструю «переговорную процедуру». И об этом Бараш и Коваль — ни слова. Никому не выгодно.
Владимир Лютый, Юрий Николов, «Наши Деньги»