Глава МИД Швеции Карл Бильдт обеспокоен все большим поступлением оружия и амуниции через российско-украинскую границу.
Об этом он сообщил в интервью Die Welt, передает Цензор.НЕТ со ссылкой на Inopressa..
«Меня очень сильно беспокоит, что через границу с Россией (в Украину. — Ред.) поступает все больше оружия и амуниции. Прибавьте к этому пропаганду со стороны русских, агрессивность которой идет по нарастающей. Все это делает ситуацию взрывоопасной», — сказал Бильдт. По его мнению, «план Порошенко действительно может создать предпосылки к установлению мира — при условии, что Кремль его поддержит. Все зависит от того, будет ли восстановлен контроль над российско-украинской границей. Само собой, Москва в состоянии перекрыть эти пограничные пункты для провоза оружия и проезда боевиков, но для этого нужно, чтобы Путин этого захотел».
«Факт остается фактом: до сих пор мы не ввели никаких настоящих санкций, — считает министр. — Мы установили нескольким людям запрет на въезд и заморозили счета. Уже эти два шага нанесли существенный урон российской экономике. Мы уже видим последствия: происходит отток капитала из России, умные люди покидают эту страну, иностранные инвестиции практически отсутствуют. Мы делаем ставку не на непосредственный, резкий эффект, а на последствия в среднесрочной и долгосрочной перспективе, которые уже сейчас заставляют Кремль паниковать». Бильдт призывает набраться терпения: «Никаких результатов в течение нескольких дней не будет».
«Вовсе не факт, что ключевое значение имеют санкции против России, — скорее помощь Украине, — продолжил Бильдт. — Россия дестабилизирует, мы стабилизируем. Мы поддержали выборы на Украине и сейчас продолжаем помогать вместе с Международным валютным фондом. Если у нас получится помочь Украине в продвижении по пути к экономическим реформам и демократии, это уже будет большой результат. Путин больше всего на свете боится как раз стабильной Украины».
Затем глава шведского МИДа постарался успокоить европейцев, которые, как пишет Die Welt, «боятся предстоящей зимой замерзнуть, если Путин закрутит вентиль». «Этого не произойдет, — заявил министр. — В Европе никому из-за украинского кризиса мерзнуть не придется. К тому времени будет найдено решение, ведь стороны в последнее время заметно сблизились. Так или иначе, нам в ближайшем будущем нужно на общеевропейском уровне обсудить энергетическую политику, сомнений в этом нет».
Основная цель, которую преследует Владимир Путин, состоит в «дальнейшем укреплении» его режима, полагает Бильдт: «Не думаю, что он стремится к «переизданию» Советского Союза. Но он будет пытаться и дальше расширять сферу своего влияния».
Об основном кандидате на пост главы Еврокомиссии собеседник Die Welt отозвался так: «Я знаю Жан-Клода Юнкера уже давно. Это одаренный и искушенный политик, у него очень богатый опыт в европейских делах».
Высказался Бильдт и о перспективах вступления скандинавских стран в НАТО: «В настоящее время в Швеции идею вступления в НАТО большинство не поддерживает, за — лишь около трети населения. Что бы там ни было, Швеция никогда не войдет [в альянс] без Финляндии. А финны в силу исторического опыта и географической близости к России очень далеки от того, чтобы стать членом НАТО».
Также в интервью был затронут кризис легитимности, который в настоящее время переживает Евросоюз: «Если ЕС будут считать всего лишь полем битвы за посты в Брюсселе, то у нас проблемы. Если же ЕС будет восприниматься как крупное сообщество, которое занимается поиском решений в таких областях, как миграция, экономика и безопасность, проблема легитимности сама собой исчезнет». Если Великобритания выйдет из ЕС, это «серьезно ослабит» структуру, полагает Бильдт, и даже может означать «провал европейской идеи». Что касается подъема критически настроенного к Евросоюзу правого популизма, то политик призвал проводить различия между отдельными движениями.
На вопрос, что Европа может противопоставить таким настроениям, он ответил: «Все очень просто — Европа должна выдавать результат. Даже когда Брюссель делает что-то хорошее, граждане стран-участниц ЕС зачастую не осознают этого. Например, удобные открытые границы мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Брюссель лишь винят в возникающих проблемах, но не признают за ним достижений. Это нужно срочно исправить и начать говорить о Европе и ее политическом руководстве по-новому. Тогда, наверное, и граждане наконец почувствуют, какая польза от Евросоюза».