Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет (на фото) обратился с открытым письмом к Педстоятелю Русской Православной Церкви Московскому Патриарху Кириллу, напомнив ему о долге иерарха — говорить правду!
Текст письма обнародован на сайте УПЦ КП. Приводим тест письма полностью.
Ваше Святейшество!
Прочитав Ваше вчерашнее обращение к Полноте РПЦ по поводу событий в Украине, вынужден публично обратиться к Вам.
По сути, в своем обращении Вы в очередной раз отрицаете бытие украинского народа как самостоятельного народа, имеющего право на реальные государственность, суверенитет и независимость. На словах уважая украинскую государственность, в действительности Вы и далее пропагандируете идею «русского мира», в котором Украина – лишь составная часть, подчиненная Москве.
Независимые государства, Российскую Федерацию и Украину, Вы подменяете термином «историческая Русь», который позволяет оправдывать вмешательство руководства России во внутренние дела Украины.
Точно также два столетия тому назад термином «славянский мир» апологеты Российской империи оправдывали захват и расчленение Польши, кровавое подавление российскими войсками борьбы за восстановление польской государственности.
Думаю, что взяв на себя в недавнем прошлом миссию примирения российского и польского народов, Вы должны понимать, что вряд ли идеи «славянского мира», как использованные в прошлом с враждебной для Польши целью, будут способствовать такому примирению и взаимопониманию. Точно так же идеи «русского мира», взятые сейчас на вооружение Кремлем для оправдания агрессии против Украины, аннексии Крыма, поддержки террористов и вооруженных сепаратистов на Донбассе, – это идеи, враждебные государственности и независимости украинского народа.
Поэтому использование риторики «русского мира» в Вашем вчерашнем обращении явно не способствует ни прекращению военных действий, ни установлению мира, ни преодолению все возрастающей враждебности в отношениях России с Украиной.
Вы снова подменяете, как это уже стало традиционным для иерархов Московского Патриархата, единство народа Божия во Христе – единством структуры Русской Православной Церкви, единством Вашей административной власти над духовенством и паствой, единством русской (а в реальности часто – советской) культурной идентичности. Единство народа Божия объемлет всех истинно верующих в Господа Иисуса Христа, а не только «историческую Русь», в то время как административная власть объединяет лишь Русскую Православную Церковь. Ставить между этими двумя единствами смысловой знак равенства – недостойная манипуляция с Вашей стороны.
Вспомните «Основы социальной концепции РПЦ», где говорится (п. ІІ.1): «Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом (1 Кор. 12. 12). Она – община чад Божиих, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2. 9-10). Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр. 13. 14). Духовная родина всех христиан – не земной, но «вышний» Иерусалим (Гал. 4. 26)».
Происходящее теперь на Донбассе, на моей родине, Вы определяете, как «междоусобицу». На самом же деле это не междоусобица, а полномасштабная агрессия Российской Федерации против Украины. До тех пор, пока в Украину не пришли российские военные и вооруженные Россией наемники – ни в Крыму, ни на Донбассе не было вооруженного противостояния. Как не было его и на Майдане в Киеве – до тех пор, пока, как сейчас достоверно известно, Президент Вашей страны не склонил Виктора Януковича к силовым действиям против украинского народа через принятие диктаторских «законов», а позже и применение оружия.
Поэтому Ваш долг иерарха Православной Церкви и Предстоятеля Московского Патриархата – говорить правду.
Вы призываете остановить кровопролитие – так обратитесь к своему Президенту, Владимиру Владимировичу Путину, и скажите, что Церковь не одобряет агрессию России против Украины. Когда В. В. Путин даст указание вооруженным силам и спецслужбам Российской Федерации прекратить агрессивные действия против Украины, а пограничной службе – не допускать пересечения границы вооруженными наемниками и диверсантами, тогда в Украине прекратится сеемое из России кровопролитие.
Все что нужно для этого – исполнять законы Российской Федерации, запрещающие незаконный переход границы, незаконный оборот оружия, наемничестиво, а также начать исполнять международные и двусторонние договоренности, которые до сих пор Россией в отношении Украины грубо попираются.
Призвав руководство своего государства прекратить агрессию против Украины, Вы исполните то, что предписано любимым Вами документом – «Основами социальной концепции РПЦ».
«Национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия – говорится в п. ІІ. 4. Концепции. –Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания».
К сожалению именно это – агрессивный национализм, ксенофобию, межэтническую вражду – мы видим процветающими в современной России, что и привело к описанным в Концепции последствиям – ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. А концепция «русского мира» – это и есть учение, которое низводит веру до одного из аспектов российского национального самосознания.
Вы не раз пытались убедить всех, что находитесь «над схваткой» и хотите примирения. Но именно в Вашей Концепции сказано: «Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон». Весь мир осуждает агрессию России против Украины – но Вы, в угоду мирской власти или из страха перед ней, молчите и не останавливаете российское руководство, как агрессора.
Владыко!
Все это я пишу не для того, чтобы оскорбить или унизить Вас, но по долгу старшего по рукоположению иерарха, возлагавшего на Вас руку во время епископской хиротонии, по долгу собрата во Христе. Я искренне желаю, чтобы Украина и Россия жили в мире и взаимно полезном сотрудничестве, а Русская и Украинская Православные Церкви пребывали в общении, как равные Поместные Церкви.
Но достигнуть этого можно только тогда, когда Россия перестанет смотреть на Украину как на свою часть и территорию, на украинский народ – как на часть русского народа, на Украинскую Церковь – как на часть Московского Патриархата. Как бы Вам и другим в России не хотелось, Украина – не Россия, Украинская держава – независимое, суверенное государство, украинский народ – самостоятельная политическая нация.
И Вы, и мы говорим о желании мира. Но мир бывает разный, ведь и оккупация приносит прекращение военных действий, однако она не является истинным миром. Поэтому до тех пор, пока российские войска и наемники находятся на украинской земле, пока Россия всячески поддерживает вооруженные действия на украинской территории – истинный, справедливый мир не может быть восстановлен.
Когда прекратится агрессия России против Украины, а с ней – принесенные на нашу землю смерть, кровопролитие, страдания и горе людей, зависит в том числе и от Вас.
Поэтому призываю Вас, перед лицом Божиим и совестью, возвысить голос не многословной и многозначной дипломатии, а правды, и тем способствовать прекращению вражды и кровопролития. Да укрепит Вас Господь к такому подвигу.
С любовью во Христе –
ФИЛАРЕТ,
Патриарх Киевский и всея Руси-Украины.