Чиновники средней руки после непродолжительного перерыва возобновили поборы с малого и среднего бизнеса. Об этом ЛІГАБізнесІнформ рассказали сразу несколько предпринимателей.
Существенное изменение — снижение коррупционных тарифов. «Купили офисное здание, 1,6 тыс. кв. м. Если раньше за переоформление договора с водоканалом чиновники требовали 200 тыс. грн, то теперь — около 100 тыс. грн. Угроза — отключение воды на период оформления, который по закону может длиться до года», — рассказывает киевский бизнесмен на условиях анонимности.
В Государственной сельскохозяйственная инспекция по-прежнему берет по $1 с каждой тонны зерна за его сертификацию, отмечают аграрии. А общий экспорт украинского зерна в этом сезоне прогнозируется на уровне 31,2 млн тонн (оценка Минсельхоза США). «Правда, теперь можно поторговаться по общей сумме»,- отмечает один из участников рынка.
В Министерстве агрополитики на запрос относительно комментария такого мнения не ответили.
Снизились расценки и у фирм-»прокладок». Например, сертификацию дорожных транспортных средств осуществляют специальные аккредитованные лаборатории. За один такой сертификат в прошлом году приходилось платить 2,7 тыс. грн. «В кассу заносят 110 грн, остальное оседает на счетах чиновников средней руки, а часть идет вышестоящим»,- говорит он. Сейчас тариф снизился до 700-1100 грн.за один сертификат.
Хуже обстоят дела у микробизнеса. Милиция, покрывающая торговцев и позволяющая им устанавливать раскладки в неположенных местах, по-прежнему берет — в Киеве по 8-15 тыс. грн. в месяц с каждой торговой точки. «Участковые не изменились, и они не понимают, с чего бы это меняться тарифам»,- поясняет владелец киоска около одной из станций киевского метро.
Главная причина того, что коррупция продолжается — отсутствие люстрации в огромном чиновничьем аппарате и сохранение всех возможностей давления на бизнес, считают опрошенные предприниматели. «В аграрном секторе лица особо не поменялись — своих кресел лишились только министр АПК, глава Государственной продовольственно-зерновой корпорации и глава Госземагентсва. Руководители инспекций, в том числе и в регионах, где и обычно и творятся все черные дела, по-прежнему занимают свои должности»,- отмечает глава Украинской аграрной ассоциации Владимир Макар.
Пока воздерживаются от взяточничества на таможне, но лишь на мелком и среднем уровне. «Тут скорее вопрос не в том, что не берут, а в том, что не дают. Как только таможенник пытается потребовать взятку, люди, которые стоят в очереди, собираются и начинают его всячески порицать. Ну или просто: таможенник документы проверяет, смотрит выжидательно, говорит «ну что?», а на него в ответ смотрят непонимающе и ничего не дают».
Зато у таможенников осталось другое средство — завышение таможенной стоимости товаров. Им они продолжают пользоваться.
Пока довольны таможней автоимпортеры, вынужденные растамаживать свой товар с особой тщательностью. «С мая 2013 года постоянно не хватало каких-то документов для растаможки, повышали таможенную стоимость, нужно было ходить по кабинетам, писать акты корректировки таможенной стоимости и т.д. Сейчас все это отменили и машины растамаживаются за час»,- говорит гендиректор «Автомотив Юроп Корпорэйшн» (импортер BYD Auto в Украине, растамаживают автомобили на Южной таможне) Ярославь Гураль.
Впрочем, на таможенников такая ситуация действует деморализующе: средняя официальная зарплата у них, с премиями, не превышает 3 тыс. грн. «Из разговоров с ними понимаем — пока они там, но если ничего не изменится — будут искать новую работу».
Воздерживаются от взяточничества пока и в некоторых региональных ведомствах, где все еще продолжается борьба за кресла. К примеру, в Херсонском ГАСКе, где новоприбывшая власть хочет сменить главархитектора, упростили выдачу разрешений на строительство. «Оставшиеся от предыдущей команды руководители стараются вести себя потише, чтобы не попасть под горячую руку. В основном это касается отдаленных от Киева регионов — там, где пока не до конца разобрались в ситуации»,- отмечает один из собеседников, занимающийся строительным бизнесом.
Автор: Мария Попова