Триумфальное «собирания земель», за которое обывателям выдают банальный грабеж соседнего государства, конечно, будет иметь для режима Путина определенные последствия. Но вряд ли мировое сообщество перейдет к чисто военным действиям.
Речь даже не об экономических санкциях, хотя снятие США эмбарго по иранской нефти и распечатывания впервые за 20 лет своих стратегических запасов (на рынок попали 5 млн баррелей нефти) — тревожный сигнал для России, в бюджете которой нефть составляет почти половину доходов. Россию выбрасывают из политического вип-клуба, пишет Главком.
Практически сразу же после начала оккупации Крыма российскими «зелеными человечками» Запад начал говорить о санкциях. И для того, чтобы убедить Путина в твердости своих намерений, мировые лидеры как один отказались участвовать в заседании «большой восьмерки» в Сочи. Путин отреагировал нервно, но самоуверенно: «Если они не хотят приезжать, ну, не надо».
Но 18 марта «большая восьмерка» исключила из своего состава Россию и официально превратилась в «большую семерку», лишив Путина права решать судьбы мира. Отныне РФ — это не сверхдержава, а рядовая страна, которая должна будет ждать в стороне, пока серьезные дяди решают глобальные проблемы. Это удар не только по репутации, но и по возможности иметь собственные интересы в мировой политике, другие участники клуба уважали бы и учитывали.
Правда, Россия оказалась способной заблокировать решение Совета безопасности ООН по украинскому вопросу, воспользовавшись собственным правом вето. Однако это еще больше подчеркнуло ее мировую изоляцию, поскольку только Китай при голосовании воздержался, а все остальные члены Совбеза единогласно поддержали проект резолюции, которая объявляла результаты референдума в Крыму нелегитимными.
При этом в ООН существует механизм, который позволяет принимать решения в ситуациях, подобных нынешней. Речь идет о резолюции 377 (V), которую еще называют «Единство ради мира». Она позволяет Генеральные Ассамблеи ООН выносить рекомендации членам организации, если одна из стран Совбеза блокирует соответствующие решения, как это сделала Россия в украинском вопросе.
«Совет Безопасности ООН показал свою полную не функциональность. Еще во времена окончания «холодной войны» и распада СССР говорили о необходимости реформирования этого действительно важного для международной безопасности органа. А вот теперь мы увидели в реальности, что этот орган ООН является нетрудоспособным. Инициатива принимать решения усилиями Генассамблеи ООН соответствует демократическому духу международных отношений. Я думаю, мы увидим положительный прецедент, потому что, я уверен, подавляющее большинство государств выступит на защиту Украины. Тогда весь мир, и в первую очередь русские, увидят, что «король голый»., — Считает эксперт Института мировой политики Сергей Солодкий.
В общем, история резолюции 377 (V) имеет много намеков на современную ситуацию. Во время Корейской войны 1950-53 гг СССР пытался заблокировать решение Совбеза ООН по защите Республики Корея от нападения Северной Кореи. США удалось убедить Генассамблею ООН в невозможности уклониться от ответственности за сохранение мира в регионе, даже если формально Совбез и не принял решения по этому поводу. Так появился термин «Единство ради мира».
Кстати, были в той войне и свои «зеленые человечки». Осенью 1950 г., когда доблестная северокорейская армия уже спасалась бегством, в войну вступил Китай, который ввел на территорию конфликта 270000 «китайских народных добровольцев».
Блокирование Россией решение Совбеза ООН по крымскому референдуму позволяет Генеральной Ассамблее обратиться к резолюции 377 (V). Вряд ли следует сомневаться, что решение по Украине будет принято, вопрос лишь в том — насколько оно будет жестким по отношению к России. Главная проблема заключается в том, что резолюции Генассамблеи ООН носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению.
«Я ожидаю, что будет резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, и она будет благосклонна к позиции Украины, то есть будет осуждать факт российской оккупации части территории Украины. Эта резолюция подчеркнет, что Россия на международной арене находится почти в изоляции. Я не исключаю, что некоторые страны могут не поддержать эту резолюцию — союзники России, такие как Сирия или Северная Корея, или какие-то островные, которые ранее признавали независимость Абхазии», — считает аналитик Института Евро-Атлантического сотрудничества Владимир Горбач.
«В резолюции может быть осуждения акта агрессии, резолюция может предусматривать какие-то санкции — самые разнообразные, в зависимости от того, как договорятся государства. Может быть, например, расторжение торговых отношений или установления финансовых ограничений», — говорит бывший представитель Украины в Совете ООН по правам человека Владимир Василенко.
Для Украины решение ООН станет только слабым утешением, ведь очевидно, что мы имеем дело с прямой и неприкрытой оккупацией части территории независимого государства, и угроза опрокидывания российской агрессии на другие части Украины остается высокой. В такой ситуации остановить развертывания наступления превосходящих русских войск мог бы миротворческий контингент.
Однако применение силы для решения локальных конфликтов — не в парафии Генассамблеи ООН.«Вооруженные силы никто не будет применять, это не компетенция Генеральной Ассамблеи», — объясняет Владимир Василенко.
«Пока нет вооруженного конфликта — причин для введения миротворческого контингента формально нету. Но, в принципе, если дальше пойдет обострения и российские военные будут продвигаться вглубь территории Украины, а перед ними станут украинские военные и будет действительно существовать угроза физическому столкновению — только в том случае может идти о том, чтобы миротворцы, условно говоря, стали между противоборствующих сил», — считает Владимир Горбач.
Поэтому для России заседания Генассамблеи ООН станет еще одним чувствительным свидетельство ее одиночества и изолированности в современном мире, но не более. Вряд ли Путин потеряет из-за этого сон или передумает оккупировать Крым.
Последние шаги Путина указывают на то, что он вполне сознательно разрушает всю послевоенную систему равновесий в мире, дискредитируя и презирая все возможные договоренности. Ему нужен мир, где господствует право сильного, а не какая-то там Генеральная Ассамблея. Ему нужен мир, где можно проводить антизаконную пародию на референдум под дулами автоматов — и при этом называть ее «волеизъявлением народа».
Автор: Алексей Бык