Виталий Ярема согласился на короткое 20-минутное интервью в своем кабинете на шестом этаже дома правительства. Ожидая разговор, видим делегацию американских сенаторов, которые прибыли в Киев. Коридором, по которому несколько недель назад ходили снайперы Януковича, теперь направлялся легендарный Джон Маккейн в сопровождении семи других представителей американских штатов в верхней палате парламента США.
В кабинете Яремы ранее сидел Сергей Арбузов, который оставил новой власти в подарок роскошный мебельный гарнитур из лакированного дерева и белой кожи. Ярема выражает готовность продать это имущество с аукциона — вырученных средств явно хватит, чтобы обставить несколько кабинетов. Кроме того, кабинеты, захваченные Арбузовым под «комнату для переговоров», вновь передано в общее пользование.
Наш разговор прерывается звонком от премьера Арсения Яценюка, который зовет Ярему на совещание к и.о. президента Александру Турчинову. Там, как и здесь, собираются говорить об одном и том же — ситуации в Крыму.
- В воскресенье происходит так называемый «референдум» в Крыму. Какой план власти в связи с этим? Что вы ожидаете и что будете делать?
- Никаких законных юридических действий в Крыму не будет происходить. То, что называют «референдум» — это разработка Российской Федерации с уже известным нам результатом. Будет объявлено, что 70-80% крымчан проголосовали за отсоединение Крыма от Украины и присоединение к России. Этот показатель уже написан в Москве. Что касается действий военных на территории Крыма, то будем надеяться, что провокации не завершатся человеческими жертвами и применением оружия. Если же будет применено оружие против украинских военнослужащих, они будут защищаться. И мы будем вести операцию по спасению людей, находящихся в Крыму и нуждающихся в защите.
- Если будут объявлены результаты референдума с таким результатом, украинские военные покинут территорию Крыма?
- Нет, ни в коем случае. Это наша территория. Референдум является незаконным и он для нас не имеет никакой юридической силы.
- Сценарий, что Россия объявит украинских военных там оккупантами и начнет военные действия?
- Если они начнут военные действия, мы будем сопротивляться в соответствии с уровнем угрозы, который будет существовать в отношении граждан Украины. Против нас применят военное оружие, то в ответ мы будем также применять военное оружие. В каком виде — я не хочу этот вопрос обсуждать, оно касается тактики и относится к компетенции армии и спецслужб.
- Правда, что в Крым подтянуты наши военные из западной Украины?
- Это не секрет. Сегодня проводятся военные учения. Все воинские подразделения находятся в высокой стадии боевой готовности. Проводятся мобилизационные мероприятия. Будет подписан указ президента по этому поводу. Мы набираем как в национальную гвардию, так и мобилизуем людей, чтобы создать полноценные военные части, которые способны создать ударную группу, чтобы вести полноценные военные действия. Но я более чем уверен, что мы в переговорном процессе достигнем консенсуса с Россией.
- Бытует мнение, что Крым для Украины уже потерян. Об этом говорят люди везде — дома, среди знакомых, в общественных местах. Ваше мнение?
- Крым не потерян, Крым оккупирован. Крым был и останется территорией украинского государства. Всему мировому сообществу понятно, что Крым не может таким образом стать территорией России. Поэтому мы всегда будем его считать территорией Украины. Если оттуда не уйдут российские войска и будут по своей численности преобладать украинские войска, а Россия не будет реагировать на требования мирового сообщества, значит, Крым будет находиться некоторое время в таком состоянии, как сейчас. Воевать с врагом, который преобладает по численности, очень сложно, особенно если он там занял уже позиции. Но со временем мы достигнем положительного результата и Крым вернется к тому статусу, в котором он находится.Мы готовы предоставить дополнительные полномочия автономии, чтобы они оставляли у себя на территории больше налогов для собственного развития.
- Что сейчас происходит на восточном и северной границе Украины? Есть информация, что Крым — это маневр для отвлечения. А настоящие боевые действия начнутся в Донецкой, Луганской и Харьковской.
- Если говорить правду, то действительно, на границе Украины со стороны РФ происходят некоторые маневры вооруженных сил России. В том числе с применением тяжелой бронетехники.Но эти маневры не носят такого угрожающего характера. То есть не подготовлены для нападения на Украину.
Россия пока не готова, чтобы совершать нападение на Украину со стороны севера и востока. Несмотря на это, силами пограничных войск, силами Вооруженных сил Украины, а также силами людей, по которым мы осуществляем призыв, усиленно границу с Россией, в том числе техническими средствами, начиная с колючей проволоки и остальных, о чем я не могу говорить.
- Россия концентрирует силы вдоль границы с Украиной?
- Да, периодически проводятся учения. Например, позавчера было проведено обучение большого количества десантных войск — где-то около 3500 человек — в районе Ивановской области, 100-200 км от границы с Украиной.
- Правда ли, что российские войска сбили или посадили самолет-шпион над Крымом?
- Я такой информацией не владею. Я ежедневно получаю отчеты и сведения Вооруженных сил, пограничных войск, СБУ, но такая информация там отсутствовала.
- Как вы относитесь к тому, что люди, которые вчера были сепаратистами, то же Геннадий Кернес, который находится под следствием, сейчас выступает на стороне территориальной целостности Украины — вспомните его визит в Харьков в эту субботу.
- С точки зрения сохранения Украины, надо принять максимум возможностей и привлечь людей, которые могут успокоить ситуацию. Вопрос индивидуальной ответственности за совершенные правонарушения — это вопрос следствия. Я знаю, что и Кернес, и Добкин допрошены в Генпрокуратуре. Если эти люди помогут установлению спокойствия и порядка в Харьковской области, то следствие может учитывать этот факт как смягчающие обстоятельства за преступления, которые им инкриминируемые.
- Есть информация, что премьер-министр Арсений Яценюк попросил США о прямой военной поддержке, но они отказали. Это правда?
- В субботу мы проводили консультации, например, с сенаторами США, но они не дают прямого ответа на вопрос, когда мы обращаемся за военную или гуманитарно-военную помощь, в частности, в Херсонской области.
У нас были предложения: если будут применяться войска на границе Крыма и Херсонской области, может возникнуть гуманитарная катастрофа, и поэтому мы просили о вводе войск НАТО гуманитарно-военной помощи населению. Однозначного ответа не было получено. И американцы, и европейские страны будут ориентироваться по ситуации. Кроме того, мы приглашали их принять участие в контроле воздушного пространства над 15 объектами, которые имеют ядерное топливо. Если возникнут военные действия на территории Украины, это наиболее опасные места, которые могут быть подвергнуты бомбардировке и причинить вред населению. Ответа на этот вопрос мы не получили. Я надеюсь, что участники Будапештского меморандума выполнят свои обещания и сохранят территориальную целостность Украины.
- Вы заговорили о Херсонской области. В какой мере жизни Крыма зависит от Херсонской и Запорожской областе, которые поставляют воду и электроэнергию?
- Все коммуникации, электроэнергия, вода и газ идут в Крым через Херсонскую область. Речь не о том, чтобы отключить подачу воды. Многие украинского живут в степной части Крыма, куда подается эта вода, которую используют в сельском хозяйстве. И перекрыть для этих людей воду было бы неправильно. Если все же эта аннексия Крыма продолжится на длительное время, и электроэнергией и водой будут пользоваться военные части России, то мы будем все это считать и предъявлять соответствующие счета. Откровенно говоря, я надеюсь, что до этого не дойдет.
- Правда ли, что россияне в Херсонской области будут военные базы, минируют поля?
- На границе с Херсонской областью россияне устроили пять блок-постов. Там находится большое количество людей, которые представляют как регулярные российские войска, так и подразделения севастопольского «Беркута», и казачьи полки, и сербских наемников. Там же размещено большое количество вооружений, в том числе установки залпового огня «Град». Некоторые блок-посты стоят на территории Херсонской области.
(Раздается телефонный звонок правительственной спецсвязи. Ярема прерывает разговор со словами «Извините, звонит премьер-министр …»)
- То есть эти блок-посты России могут стать базой для захвата Херсонской области?
- Конечно. Сегодня через Керченский пролив идет большое количество автомобилей, большие десантные корабли, которые разгружают военную технику. Это говорит, что происходит не просто оккупация. Мы можем догадываться, что через эти блокпосты они могут атаковать континентальную Украину. Нам надо к этому готовиться. Мы также установили там свои блок-посты, там находятся военные и техника, которая способна дать отпор агрессору. На чьей стороне преимущество? Я думаю, мы не пропустим врага на территорию континентальной Украины.
- Насколько новая украинская власть контролирует ситуацию с отрядами самообороны.Время от времени появляются новости, люди в камуфляже захватывают объекты, потом приезжает и.о. главы администрации президента Пашинский и освобождает эти объекты.Что происходит?
- Те люди, которые принимали участие в свержении режима Януковича, требуют быстрых изменений в нашей стране и в новом правительстве. Этого требует общество. Люди, которые привели новую власть и посадили в такие красивые кабинеты (Ярема подразумевает роскошная мебель, оставшихся в наследство от Арбузова — УП) , они требуют не смены лиц, а изменения ситуации в Украине. Их можно понять. Но это перерастает в реальную угрозу общественному порядку. Некоторые, кто входит в эти группировки, не имеющие отношения к Майдану и не участвовали в событиях 20 февраля.
Нам сегодня очень сложно решить вопрос мгновенного прекращения их функционирования на Майдане. Вчера было проведено совещание с участием Александра Турчинова. Было решено прекратить деятельность этих полувоенных формирований, и большую часть мероприятий провести в дипломатическом процессе.
Сегодня продолжаются консультации с советом площади, руководителями подразделений самообороны. Часть из них привлекается к национальной гвардии. А потом наступит «время Ч», когда с Майдана и по телевидению будет объявлено, что с такого-то момента эти формирования являются незаконными, будут задержаны и привлечены к ответственности. Для этого людей надо предупредить и дать возможность им добровольно сдать оружие. Они должны осознавать, что отныне будут привлекаться к ответственности.
- Когда наступит этот «время Ч»?
- Я думаю, в следующий понедельник-вторник.
- Большое количество оружия у «Правого сектора», которые не ассоциируют себя с властью.
- Речь идет и о «Правом секторе». Ведутся интенсивные переговоры с руководством этого подразделения.
- Кто должен войти в Нацгвардию?
- Мы приглашаем всех. Это все общественные объединения, сформированные вокруг идеи Майдана. Основная идея этих формирований — «Нарнии», «Белый молот», «Самооборона» — это Майдан. Надо дать утечку этой энергии, которую люди получили на Майдане, в другое направление — направлении защиты интересов государства.
- Одна из причин нынешних сложных событий является пребывания Януковича на территории России. Уже известно, как он бежал и кто за это отвечает?
- Он бежал на второй день после событий 21 февраля. На тот момент мы были не готовы к активным действиям. Сегодня приходит оперативная информация, что 21 и даже 22 февраля в некоторых банках хранились по миллиарду долларов, принадлежавших Януковичу и его сторонникам. Сегодня этих средств нет. Мы сделали много ошибок или неоперативно сработали и дали этим негодяям возможность бежать из Украины. Одни говорят, что на корабле, другие — самолетом.
- Правда ли, что когда новая власть зашла в здание правительства, ваш нынешний кабинет — в прошлом кабинет Арбузова — был открыт. И внутри было найдено снайперское орудие?
- Было найдено одну из винтовок в соседнем кабинете, но она была без дула. Стреляли ли из нее, мы не знаем, ствол отсутствует. Но мы при расследовании отыскали много мест в Кабинете министров и Национальному банку, откуда велся огонь. Сейчас продолжаются экспертизы.
- Вы довольны, как проводится кадровая политика нынешнего правительства?
- Никто не может быть удовлетворен любой кадровой политикой. Можно быть довольным, когда произойдут изменения в стране, в частности — в правоохранительной системе. Когда мы задержим тех, кто расстреливал майдановцев, организаторов этого, исполнителей, заказчиков. Пока эта ситуация не расследована, я не могу давать оценку.
Сейчас многие журналисты говорят, что новая власть берет на работу коррупционеров. Оценивают по результатам деятельности этого человека до 2010 года, когда он был на какой-то должности.Но, возможно, человек поменялся! Давайте дадим ему шанс. Если человек пришел дальше обогащаться, это станет мгновенно понятным.
У меня есть вопрос не только с точки зрения правоохранительной деятельности, но и того, как будет проводиться фискальная политика, политика таможни. У нас ничего не поменялось. В Одессе как происходила контрабанда, так и происходит. Как будет работать налоговая, как будут действовать эти валютные конвертационных «площадки», как будет действовать спиртовая промышленность. Эти все вопросы я задаю сам себе и людям, которые приходят на должности.Руководители таможни и налоговой были назначены несколько дней назад. Я их позвал к себе и сказал, что если ничего не поменяется, мы станем врагами.
Такие беседы происходят со всеми, кто имеет отношение к правоохранительной деятельности.Это касается финмониторинга, фининспекции. У меня были беседы с этими людьми. И у вас, и общества есть много вопросов. Давайте посмотрим, что будет. А если эти люди стали кристально честными и пришли действительно служить Украине? Если они поменялись?
- По вашему личному мнению, насколько высока вероятность настоящей войны с Россией?
- Сегодня мы делаем все, чтобы быть боеспособными. Я уверен, что войны не будет. Война на своей территории — это страх, разруха, нужно обновлять экономику сотни лет. Я уверен, что войны не будет, но мы к ней готовимся всеми возможными способами — и бюджет, и человеческий потенциал, и идеологическая работа. Надеюсь, что совместными усилиями Украины и международных структур мы остановим агрессора, и в Украине не прольется кровь.
По материалам: Сергей Лещенко, Мустафа Найем, УП