Обстрел, рейдеры и Самооборона: борьба за автомобили семьи экс-президента попахивает откровенным криминалом. МВД, Генпрокуратура, СБУ, Рада Майдана и оппозиция пока не реагируют на проделки «Попандополо» из 11-й сотни Самообороны.
22 февраля на складе в поселке Гостомель, что в 40 километрах от Киева, активисты Майдана нашли 13 элитных автомобилей. Среди них — принадлежавшие к автопарку младшего сына Виктора Януковича и авто из кортежа самого бывшего президента. Общая стоимость исчисляется миллионами гривен. Впрочем, вскоре часть автомобилей исчезла.
Два из них случайно заметили в одном из гаражных кооперативов Киева. В ту же ночь активистов, которые хотели передать машины милиции, обстреляли неизвестные. Погибших нет, хотя стреляли как резиновыми, так и боевыми патронами.
События разворачивались 25 февраля в Соломенском районе Киева на улице Народного Ополчения, 17, когда Януковича в Киеве уже не было, а власть на себя взяла недавняя оппозиция. Активистам Майдана, которые патрулировали район в ту ночь, сообщили о роскошных автомобилях, которые привезли и оставили без присмотра. Когда мужчины прибыли на место, то увидели «Мерседес» S -класса и бронированный микроавтобус «Шевроле Эксплорер».
«Мерседес» был открыт и с разбитым стеклом, рядом — никого. Майдановцы решили не оставлять находку без присмотра и вызвали милицию. Впрочем, вместо людей в погонах на место прибыли более полудесятка вооруженных мужчин, которые без предупреждения открыли огонь по активистам.
«В меня стреляли только резиновыми пулями. Если бы попали другими, то я бы уже здесь ничего не рассказывал. Потом, когда мы вернулись на это место с фонариками, нашли три боевые пули. Одна целая, видимо, из-за осечки, и две отстреленных гильзы этого же калибра. Я считаю, что нам просто повезло, потому что не знаю насколько прицельно стреляли люди, но бежал я изо всех сил», — рассказал очевидец происшествия Виктор Ермоленко.
Тремя днями ранее в гараже поселка Гостомель, что в 40 километрах от Киева, нашли 13 иномарок премиум-класса. Были там и «Шевроле Эксплорер», который позже стал причиной стрельбы, и черный «Мерседес» S63. Первыми на место прибыли бойцы Самообороны. Большинство найденного автопарка — собственность младшего сына президента Виктора Викторовича Януковича, другие — машины из кортежа отца.
Коллекция, мягко говоря, не бедная: шесть «Мерседесов» (часть из них бронированные), «Бентли», «Рендж Ровер». Хотя все это мелочи по сравнению с настоящей жемчужиной «конюшни» Януковича-младшего. Речь идет об эксклюзивном внедорожнике «Найт» — настоящей бронированной крепости на колесах. Таких в в мире всего 100 штук, а стоит джип почти три миллиона гривен. Чтобы предотвратить мародерство, активисты решили перевезти находку в безопасное место.
«Были неоднократные попытки штурма этих гаражей, — вспоминает активист Арут Папоян. — Приезжали люди с оружием, чтобы забрать эти машины, но мы их не отдали. А на следующий день мы приняли решение отвезти машины в „Межигорье“, чтобы обезопасить в первую очередь людей, которые их охраняли».
Перевозкой найденных машин занималась Самооборона.
Однако, до «Межигорья» доехали не все автомобили. Самообороновцам, обеспечивающим правопорядок в имении бывшего президента, передали только семь машин, включая два дороги броневика (второй — International).
«Относительно других автомобилей у меня нет информации. Возможно, они еще в Гостомеле и их еще не перегнали. Их, скорее всего, просто не успели еще описать и передать те люди, которые этим занимаются. Вы же видите, что происходит, им сейчас не до этого. Где еще 6, я не знаю; то, что нам передали, мы охраняем», — сообщил комендант «Межигорья» Олег Котенко.
В тот же время, «гостомельские» авто очевидцы начали фиксировать в разных районах города. За рулем обычно были люди в военной форме. Новенький «Бентли» и «Рейндж Ровер», к примеру, видели прямо на парковке по адресу Соломенская, 3. Только журналисты Радіо Свобода прибыли на место, чтобы снять машины, из здания выбежали двое в бронежилетах и с резиновыми дубинками. Объяснили, что здесь машины на хранении у «Антикоррупционного комитета», а доставили их сюда бойцы «11-й сотни».
— Все автомобили из Гостомеля забрала «одиннадцатая сотня»? — решил уточнить автор этих строк.
— Нет, не все, только этот «Бентли». А «Рейндж Ровер» — это личная машина.
— Члены Антикоррупционного комитета ездят на «Рейндж Ровере»?
— Нет, это нашего знакомого. В этом здании же не только «Антикоррупционный комитет».
«Рейндж Ровер», к слову, был такого же цвета и даже с такими же дисками, как и «гостомельский».
— А можно посмотреть, есть ли на «Рейндж Ровере» номера?
— Я вам сразу скажу, что их там нет.
— А почему?
— Потому что она куплена совсем недавно. Видите, она стоит чистая, новая. Это простой «Рейндж Ровер», он не из «гостомельского» автопарка.
К исчезновению автомобилей причастен «Б.О.Г»
Отыскать сведения об организации, которая копирует название государственного органа (Национальный антикоррупционный комитет) в открытых официальных источниках не удалось. В сети последнее упоминание об одноименной ОО датируется 2012 годом. Тогда ее руководителем был Анатолий Жорновой. Теперь Анатолий Степанович среди учредителей еще одной очень похожей общественной организации — «Антикоррупционное бюро Украины». И именно она зарегистрирована по адресу: Киев, улица Соломенская, 3.
На этом, правда, любовь Анатолия Степановича к копированию громких названий не заканчивается. Так, Жорновой является руководителем предприятия «Безопасность Осведомленность Гарантия», сокращенное название, ни много, ни мало — «Б.О.Г».
Более известная компания — тезка прописана в Днепропетровске, и ее связывают с Игорем Коломойским. Сам олигарх в одном из интервью подтвердил, что «Б.О.Г» («Безопасность Осведомленность Гарантия») занимается его личной охраной и безопасностью его частной собственности. А вот киевская копия не слишком известна в СМИ.
Больше о ней можно узнать из Единого государственного реестра судебных решений. Там о частном предприятии как минимум полтора десятка упоминаний. В основном — взыскание долгов. В одном из решений Хозяйственный суд Киева обязал «Безопасность Охрана Гарантию» выплатить почти 200 тысяч гривен за аренду помещения. Снимали около ста квадратных метров у акционерного общества «Гипросвязь», расположенного, опять же, по адресу Соломенская, 3.
В предприятии подтвердили эту информацию, однако уточнили, что общий долг компаний, связанных с Анатолием Жорновым, достиг уже 300 тысяч гривен. Сначала он снимал комнаты для «Антитеррористического комитета», впоследствии для «Антикоррупционного комитета» и бюро. Теперь здесь расположено и его предприятие «Безопасность Осведомленность Гарантия».
По информации из ЕРД, основными видами деятельности является проведение расследований и услуги, связанные с охраной. И хотя по роду своей деятельности в «Б.О.Г» должны обеспечить безопасность, в здании работники живут в постоянном страхе.
«Для меня это боевики. Не могу назвать их другим словом. Эти люди ходят в форме, а с недавних пор еще и в бронежилетах. Они ходили здесь с помповым ружьем и говорили, что у них и автоматы „Калашникова“ есть. Мы не готовы как-то бороться с этими людьми, думаю, силы будут неравными», — рассказал советник председателя правления «Гипросвязь» Виктор Шахов.
Несмотря на решение суда о выселении и выплату долга, предприятие Жорнова продолжает оставаться в здании «Гипросвязи». Их пытались выгнать, однако они фактически рейдерским путем захватили нужные им комнаты.
«Ни одного договора мы не подписывали. Люди просто зашли в помещение и там живут. Не платят ни копейки. Они не имеют на это никакого права», — жалуется Шахов.
Поскольку бойцы Жорнового самовольно превратили помещение «Гипросвязи» в свою штаб-квартиру, то и автомобили, которые они якобы охраняют, здесь тоже заметили. У работников есть даже запись с камер видеонаблюдения, на которой видно, как ночью 23 февраля на парковку к ним заезжают семь эвакуаторов с машинами.
В них Шахов узнал «гостомельские» машины, среди которых и черный «Рейндж Ровер», который впоследствии бойцы Жорнового назвали личным авто их знакомого. Также среди автомобилей был черный микроавтобус «Фольксваген». А именно на таком были неизвестные, которые расстреливали активистов в гаражном кооперативе на Народного Ополчения.
Впрочем, рассказывает Шахов, машины на парковке перед зданием стояли недолго. Их по одной начали забирать неизвестные. Когда же работники «Гипросвязи» пытались выяснить, что происходит под стенами их офиса, в дело вмешался уже сам Жорновой.
«Лично Жерновой ведет себя вызывающе и нагло. Он мне угрожал. Не знаю, что он имел в виду, но несколько раз он спрашивал, не боюсь ли смерти, когда я выразил свое возмущение», — вспоминает председатель правления ЧАО «Гипросвязь» Сергей Рыбка.
Когда машины только появились на Соломенской, 3, бойцы Жорнового заявили, что техника под охраной Самообороны Майдана, а именно «11-й сотни», а все подробности озабоченным «гипросвязевцам» объяснит сотник по прозвищу «Медведь». Каким же же было удивление работников предприятия, когда полевой командир Майдана, сотник «Медведь» и их давний знакомый Анатолий Степанович Жорновой оказались одним и тем же человеком.
Иными словами, мародеры и стрелки из гаражного кооператива, рейдеры, которые захватили помещение на Соломенской, 3, и по решению суда должны выплатить акционерному обществу 300 тысяч гривен, и «одиннадцатая сотня» Самообороны Майдана — это тесно связанные между собой люди, а руководитель у них один — Анатолий Степанович Жорновой.
Сотник наотрез отказался встретиться с журналистами Радіо Свобода, чтобы выразить свою позицию относительно истории с машинами Януковича. Во время телефонного разговора несколько раз раздраженно бросал трубку и отметил, что больше не имеет никакого отношения к этим авто.
— Машины находятся в Межигорье или в управлении Самообороны, больше никакой информации у меня нет.
— А кто сейчас за них отвечает в Самообороне?
— Ни малейшего представления.
Беспокойство вызывает и тот факт, что работники «Гипросвязи», обратившись в Генпрокуратуру, СБУ и МВД с просьбой проверили законность действий Жорнового и его подопечных, до сих пор так и не дождались надлежащей реакции.
Левко Стек, опубликовано на сайте Радіо Свобода Перевод: «Аргумент»