Как новой власти побороть коррупцию в рядах чиновников

1Любые реформы нового правительства будут саботироваться четырехсоттысячной армией чиновников пишет УП. Как богатейшие люди страны могут этому помешать?

Судебная, административная, энергетическая, земельная, налоговая, пенсионная и еще десяток масштабных реформ вынуждены будут начать будущий премьер-министр и президент Украины.

У них нет выбора: ПЕРЕМЕНЫ – основная причина, из-за которой украинцы погибали на улицах. Но удастся ли закончить реформы?

За последнее десятилетие более-менее успешной и завершенной оказалась только реформа Вооруженных сил Украины, которую успел довести до точки невозврата Анатолий Гриценко. Все остальные бесчисленные начинания правительств Тимошенко, Януковича, опять Тимошенко и Азарова были половинчатыми или откровенно провальными. Хотя, реформы для первого правительства Николая Азарова разрабатывали, например, светлые головы из консалтинговой компании McKinsey.

Сваливать провал всех начинаний на Азарова и его министров – очень опасная ошибка. Не меньший вклад в неудачу внесли остальные 373 000 отечественных чиновников. Любая реформа — их персональный враг, который в лучшем случае будет мешать их нечегонеделанью, а в худшем — лишит возможности получать незаконную ренту и обогащаться.

Сейчас, как никогда, высока вероятность, что Украине повезет и большинство министерств возглавят честные и компетентные люди, готовые доводить реформы до конца. Но даже при этих условиях их шансы одолеть бюрократов совсем не высоки.

Даже в госкомпаниях, которые далеко не так закостенелы как министерства или ведомства, власть бюрократии практически непоколебима.

Вот пример: в начале 2011–го председателем правления «Укрнафты» был назначен бельгиец Питер Ванхеке. Ванхеке — успешный финансист, до этого руководивший инвестбанком «Ренессанс Капитал Украина». Он заявил о планах реструктуризации «Укрнафты» и выходу на IPO. Ничего не вышло.

Сотрудник «Укрнафты» за пивом со смехом рассказывал, как все приказы и распоряжения активного бельгийца месяцами футболились между отделами, а любое изменение хоронилось в бесконечных совещаниях, согласовании министерством и анализе последствий.

«Укрнафта» — хороший урок. Мало поставить толкового топ-менеджера и надеяться, что он в одиночку расчистит авгиевы конюшни. Всем нужна команда. Конфликт между акционерами «Укрнафты» (группа «Приват» и Кабмин) лишил Ванхеке возможности сформировать профессиональную команду, а будущих министров и губернаторов такой возможности лишит скудный бюджет.

За последние несколько лет в министерствах и ведомствах выстроилась очень четкая иерархия. Министр – человек Семьи, большинство замов – люди олигархов, близких или нейтральных Семье, руководители департаментов подразделений – креатуры Партии Регионов и крупного бизнеса. И так — до последнего начальника, от которого хоть что-то зависит. Большую часть этих руководителей необходимо как можно быстрее поменять.

Но на кого?

Конечно, в каждом ведомстве каким-то чудом уцелели единицы честных и грамотных руководителей, благодаря которым госсектор кое-как работал, но их количество явно недостаточно.

В 2010 году я брал интервью у автора большинства грузинских реформ Кахи Бендукидзе. На вопрос, сколько порядочных и эффективных людей надо, чтобы проводить реформы, он ответил, что если не бояться увольнять некомпетентных и сажать коррумпированных, то буквально пару десятков честных и активных человек на каждое ведомство вполне достаточно.

Украина в десять раз больше, поэтому предположим, что каждому министерству понадобится 200 профессиональных менеджеров. Такой команде руководителей высшего и среднего звена вполне по силам быстро и перестроить совковые министерства и провести задуманные реформы.

Сейчас в Украине 18 министерств, значит им надо около 3 500 новых топов – высшего и среднего звена. Добавим еще 1 500 управленцев для всяких комиссий и ведомств.

Итого — 5 000 человек.

Источником кадров мог бы стать бизнес, как отечественный, так и зарубежный. Но для этого нужны деньги. Зарплата украинских министров 20 000 — 40 000 гривен, замов и руководителей департаментов — в 2-4 раза меньше. Зарплаты хороших управленцев в частном секторе минимум в 5-10 раз выше.

Многие эффективные менеджеры в Украине патриоты, но не все они бессребреники. Некоторые члены Кабмина Азарова образца 2010-2012 годов пытались привлекать на госслужбу людей из бизнеса, но…

«Меня звали в Минфин Хорошковского, — рассказывает бывший руководитель банка. – Я готов был поработать 2-3 года для страны. Но ни я, ни моя семья не были готовы упасть в доходах больше, чем на порядок, и жить за 7 000 гривен. Мне намекали, что в процессе вопрос решится, и в минусе не останусь. Но я совсем не хотел «решать вопросы«.

Новые министры могут попытаться найти эффективных управленцев среди фанатиков, готовых работать за идею, но, боюсь, таких найдется немного. Украинцы — народ прагматичный. Поэтому без достойных зарплат высокопоставленных чиновников мы обречены на то, что на госслужбу придут люди решающие отнюдь не государственные вопросы. А значит, мы еще очень долго не будем жить в эффективном государстве.

Повысить зарплаты чиновникам в десять раз — нереально: государство Украина нищее, да и МВФ будет категорически против роста расходов на госаппарат.

Помочь может опять же бизнес, очень крупный бизнес. В той же Грузии – первые годы после революции рост зарплаты государственных топов выплачивались из фонда Сороса.

Львиную часть финансирования составляли деньги грузинского миллиардера Бензины Иванишвили, который в последствие стал президентом страны. Это неплохой пример для отечественных мультимиллионеров.

Ежемесячная зарплата в $7 000 для 5 тысяч новых государственных топов обойдется ежегодно в $420 миллионов – это большие деньги для бюджета, но вполне посильные для крупного бизнеса.

Если донорами украинского фонда станут только первые двадцать человек из отечественного списка Forbes, то их ежегодный взнос составит всего по $21 млн.

Пинчук с Ахметовым на благотворительность тратят больше.

Такое участие бизнесменов в перестройке страны намного полезнее, чем просто разговоры о реприватизации и нечестно нажитых активах.

Эффективное и честное государство приведет к улучшению инвестклимата. В свою очередь рост капитализации частных компаний не заставит долго ждать за счет улучшения инвестклимата.

А значит, крупный бизнес очень быстро сторицей вернет затраты на зарплаты чиновникам. Так что это можно рассматривать как инвестиции, а не затраты.

Подходящее название для такого фонда уже есть. В январе стало известно, что Ринат Ахметов закрывает свой фонд «Эффективное Управление». Ринат Леонидович, не торопитесь.

Автор: Борис Давиденко

Теги: , ,

Оставить комментарий

Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной статье. Комментарии содержащие призывы к насилию и экстремизму, а также нецензурную лексику будут удалены. Регулярное нарушение данных правил повлечет к блокированию Вашего IP адреса. Размещение ссылок в комментариях запрещено.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*