Москва предупреждает Украину о возможном военном сценарий. Чтобы его избежать, Киев должен не только работать с Западом, но и максимально быстро дать правильные сигналы Москве.
Странные события последних дней. В субботу министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в телефонном разговоре с французским, польским и немецким коллегами обвинил украинскую оппозицию в неспособности договариваться и нарушении соглашений 21 февраля и призвал западных партнеров применить все свое влияние, чтобы обуздать «молодых людей, которые бесчинствуют».
Вчера тот же Лавров, разговаривая уже с госсекретарем США Джо Байденом, обвинил украинскую оппозицию в захвате власти в Киеве, отказе разоружаться и продолжении ставки на насилие.
Опять-таки, вчера же вечером посол РФ Михаил Зурабов срочно отбыл из Киева. Сайт российского МИД по этому поводу сообщает, что его вызвали в Москву «в связи с обострением ситуации в Украине и необходимостью всестороннего анализа сложившегося положения».
Сегодня утром премьер Дмитрий Медведев выступил с заявлением о том, что Москва не видит, с кем можно общаться в Украине и сомневается в легитимности «целого ряда органов власти» — ведь ее изменение стало «результатом вооруженного мятежа». Причем их признания «некоторыми странами» (очевидный намек на Запад в целом) российский премьер назвал искажением реальных фактов, заявил Дмитрий Медведев.
Добавим сюда следующее. Рунет тиражирует истерическое заявление российского писателя-фантаста Сергея Лукьяненко (в определенном смысле, лидера мнений) о том, что Украина отныне — проклятая земля. Телеканалы утверждают, что «Свобода» призывает лишить русскоязычное население гражданства. Януковича откровенно «сливают», но при этом основным меседжем не просто хаос в соседнем государстве, а угроза русскоязычной и русскокультурной диаспоре, которая живет в ней. Причем свержения памятников давно уже не уважаемого в самой РФ Ленина подается как разгул бандитизма и террор. Общественность усиленно обрабатывается «лучами ненависти». На фоне завершения Олимпиады все это вызывает ощущение дежавю августовских событий 2008 года.
Москва снова достает карту защиты граждан РФ и диаспоры и «принуждение к миру» государства, которое выходит из-под ее контроля — тем более, что в последние десять лет российские консульства в Одессе, Харькове и Симферополе щедро раздавали паспорта с двуглавым орлом. Здесь очень показательны недавние события на Востоке и Юге, в частности в Керчи, и митинг в Севастополе — не столько «антифашистский», как откровенно пророссийский.
Не исключено, что провокация, которая станет поводом для вторжения, уже дошла до стадии реализации. Что именно станет нашим «гляйвицким инцидентом», сказать трудно. Но последние законотворческие инициативы тех же «свободовцев» играют в пользу Москве. Даже такие, казалось бы, сугубо защитные, как предложение законодательно ограничить трансляции российских телеканалов. При существующих обстоятельствах это будет просто бессмыслицей.
Сам тезис о том, что Россия использует все технические возможности для пропаганды и промывания мозгов, ведя информационную войну против Украины, доказательств не требует — достаточно взглянуть хоть на один из опусов фактического министра пропаганды, орденоносца Дмитрия Киселева. Однако запрет, даже если он и не станет прологом к дальнейшему обострению (что вряд ли), будет иметь эффективность близкую к нулю. Более того, как показывает опыт СССР, вера в «голоса», которые глушаться, только растет. О возможности интернета можно не вспоминать. Поэтому не стоит искать быстрого и эффективного решения давней и сложной проблемы — его нет. Единственный способ бороться с пропагандой — максимально объективное и близко к тому, что видят люди на местах, освещение событий имеющимися средствами. Иначе «пятая колонна» станет лишь сплоченней и многочисленней.
Но вернемся в Россию. Очевидно, описанные выше маневры следует воспринимать как предупреждение. Москва заняла боевую стойку. Решится атаковать или нет, зависит от скорости реакции Киева. Прежде всего необходимо немедленно напомнить всем партнерам Украины о гарантиях безопасности, предоставленные ей в Будапеште в 1994 году. Но для этого как минимум нужен МИД, работающий в режиме реального времени. То же, в конце концов, касается и МО.
Надо немедленно распространить — прежде по мировым СМИ и иностранным дипмиссиям доказательную информацию о роли российских граждан в попытках подавления Майдана, включая участие в расстрелах протестующим, о чем говорил Геннадий Москаль.
Кроме этого, нужно снять с повестки дня Верховной Рады вопросы, которые могут стимулировать раскол общества. И напоследок, стоит заверить Россию, что хотя ее пожелания при формировании новой постоянной власти не будут учтены (на что лично я очень надеюсь), поскольку это внутреннее дело Украины, Киев останется для Москвы надежным партнером.
По материалам: Espreso.tv, Автор: АЛЕКСЕЙ КАФТАН