Серия вооруженных бандитских нападений, последнее из которых завершилось убийством, до сих пор остается нерасследованной.
Семь недель — вполне достаточный промежуток времени, чтобы делать выводы о перспективах расследования дерзкого преступления, совершенного по имеющимся доказательствам в Харькове известной бандой. Эти выводы неутешительны для родственников убитого — и позорные для харьковской милиции.
Хронология действий преступников известна с точностью до минут. 26 декабря в 22:43 в Харьков прибыл поезд «Столичный экспресс» из Киева, в числе пассажиров которого был харьковский бизнесмен Александр Черномаз.Возвращаясь из столицы, Черномаз имел при себе около 20 тысяч долларов США, мобильный телефон, документы и чемодан с личными вещами. Мужчина едва успел перейти привокзальную площадь, как на него набросились неизвестные. «Когда он к такси подходил, его запихнули в машину и увезли, -говорит сестра убитого Ирина Черномаз. Причем были очевидцы на вокзале, и было несколько звонков на «102». Люди сообщили номер машины, сообщили, что пять человек бьют мужчины и запихивают в машину».
Около часа ночи Александра Черномаз привезли — уже без долларов, телефона, документов и чемодана — в приемное отделение больницы скорой помощи им. Мещанинова. Привезли, как констатировали врачи, уже мертвого.Мужчина был жестоко избит, на его теле не осталось живого места, конечности переломаны, было сломано даже основание черепа. Те, кто похитили и избили Черномаз, вероятно, перестарались, так и спешили отвезти его в больницу. Однако водителя автомобиля «Лексус», на котором привезли тело, не задержали. Хватило, утверждает сестра погибшего, его заявления, что он является помощником депутата. «Он привез, сказал свою фамилию, имя и уехал. Никто его не задержал, НЕ опросил. Машина также принадлежала ему. И сегодня никто не арестован и в розыск никто не объявлен, — говорит Ирина Черномаз. Мужчина, который его привез, это Михайличенко Сергей, это официально известно. Это лицо, которое принимало участие во многих сомнительных мероприятиях».
«Подвиги» Джонсона
Сергей Михайличенко действительно давно известен харьковской милиции. То ли от ее представителей, то ли непосредственно от криминального мира прошел слух о том, что этот деятель действительности является криминальным авторитетом по прозвищу Джонсон. Банда Джонсона проявила себя еще в декабре 2006 года во время кровавой массовой драки на улице Клочковской. Тогда на стройплощадке, где торговая группа «Таргет» планировала построить супермаркет, сошлись охранники стройки и ударный отряд молодых людей в белых перчатках, которые пришли на якобы мирный митинг протеста против строительства. Боевым командиром этого отряда был именно Джонсон. Поскольку группа «Таргет» считалась бизнес-оппонентом городской власти, немало харьковчан были уверены, что режиссерами митинга и драки выступили Михаил Добкин и Геннадий Кернес.
В пользу этого мнения говорит и то, что следствие почему-то так и не смогло выявить инициаторов драки на Клочковской. А за нанесение телесных повреждений и нарушение общественного порядка восемь задержанных пикетчиков-парней были осуждены лишь условно. При этом Михайличенко вообще избежал суда: пока длилось разбирательство дела, он был в розыске, потом явился с повинной — и был отпущен на все четыре стороны.
Харьковские СМИ вспоминали подробности этой истории в феврале 2009 года, после того как правоохранители задержали Михайличенко на съемной квартире на Салтовке. Разыскивали его через другое преступление — нападение в июле 2006 года на депутата Московского райсовета от Партии регионов Олега Медведева, которому отрезали уши и нос и порезали ягодицы.Тогдашний руководитель ГУ МВД в Харьковской области Виктор Развадовский утверждал, что знает, кто заказчик этого нападения. Также Развадовский сообщил, за что пытали Медведева: «За то, что был поставлен некачественный наркотик, и тот человек, который его употребляла, получил отравление». В марте 2009 года тогдашний министр внутренних дел Юрий Луценко сообщил : «На сегодняшний день у нас есть явка с повинной двух участников этого преступления, в том числе и господина Михайличенко. В этих показаниях звучат разные фамилии. В том числе — Добкина и Кернеса. Я сейчас не имею официального права утверждать то, что они причастны к заказу или в организации этого преступления. Но именно в этом эпизоде они проходят в качестве свидетелей».
На суде по обвинению Михайличенко Медведев рассказал, что некачественный наркотик поставлялся близкими к Добкину и Кернесу людьми. Однако сам потерпевший к тому времени уже был осужден на 10 лет за попытку покушения на харьковских городских руководителей — доказательством служила аудиозапись, на которой Медведев угрожал отомстить Кернесу. А вот Михайличенко, наоборот, после пяти месяцев в столичном СИЗО был отпущен под подписку о невыезде. На судебное заседание по обвинению в нападении на Медведева он ходил из дома, тогда как самого пострадавшего привозил «автозак».
Какую-либо причастность к этому преступлению Михайличенко отвергал. А вскоре и Медведев усомнился в собственных показаниях о том, что нападавшие на него руководил Михайличенко. Сразу после этого кассационная инстанция изменила наказание Медведеву на более мягкое, благодаря чему он смог выйти на свободу, к пожилым родителям, у которых к тому времени уже отобрали весь бизнес. А Михайличенко вновь избежал наказания.
В следующий раз о банде Джонсона заговорили в связи с двойным разбойным нападением, совершенным в Харькове 13 ноября 2013. Тогда, как сообщалось в репортажах с мест событий , в 6:15-6:30 утра на автостоянке супермаркета «Таргет» на ул. академика Павлова около 15 бандитов разбили четыре автомобиля, в которых работали «менялы». Избили и самих «менял», и их клиентов, в том числе граждан России, отобрав около 600 тысяч гривен. После совершенного разбойного нападения вроде те бандиты на джипах «Прадо» и «Лексус 470» и еще одном автомобиле подъехали к ресторану «Семейный очаг», что в трех кварталах от первого места нападения, нанесли телесные повреждения охраннику и разбили все стеклянные двери и окна по периметру ресторана.
Эти преступления тоже до сих пор остаются нераскрытыми. Однако, как минимум два источника Еспресо.TV утверждают, что к этой боевой группы может иметь отношение тот же Джонсон. И скорее всего, бандиты стремились не только совершить грабеж, но и продемонстрировать свою силу, заявить о своем возвращении в город. Впрочем, хозяин «Семейного очага» Сергей Кравченко, юрист, которого также называют близким к Кернесу, уверяет, что ничего не знает о вероятной причастности к нападению Джонсона. Поскольку ресторан не был ограблен, то выглядит весьма вероятным, что нападение на этот объект было сделано для того, чтобы отвести подозрение от Джонсона (действительно, разве мог Джонсон навредить тому, кто близок к Кернесу?) И перевести ее на оппонентов местных властей .
25 декабря 2013 было совершено нападение на соорганизатора Харьковского Евромайдана Дмитрия Пилипца — ему, как и прежде Олегу Медведеву, неизвестные порезали ягодицы. Джонсон (как утверждают источникиЕспресо.TV , близкие к правоохранителям) был неподалеку. А уже 26-го декабря был убит предприниматель Александр Черномаз.
Неуловимая банда
Ирина Черномаз говорит, что может только догадываться о причинах похищения брата. О любых его конфликтах с Джонсоном или Кернесом и Добкиным она не знает. Однако не скрывает, что с 2011 года у брата начались проблемы в бизнесе. Черномаз занимался аграрными проектами и рестораном «Метрополь», однако от него ему пришлось отказаться. По сведениям из различных источников, в поле зрения преступников бизнесмен мог попасть из-за его загородного дом, из-зф документов, а также из-за 20 тысяч долларов, которые были у мужчины при себе.
По мнению сестры убитого, следствие топчется на месте. «Никто не арестован, никто не объявлен в розыск», — констатирует Ирина Черномаз и напоминает, что лицо, которое привезло тело ее брата в больницу, известно. В милиции расследование не комментируют, говорят, что дело пошло в прокуратуру. Зато в прокуратуре утверждают, что бумаги снова вернули в городское следственное управление милиции, все вопросы — к ним. Что касается самого Сергея Михайличенко, то пообщаться с ним не удалось. Его бывший адвокат говорит, что телефон Сергея, который у него есть, не отвечает, и где искать Михайличенко — неизвестно.
Между тем дело об убийстве Александра Черномаз вряд ли можно отнести к очень сложным. То, что якобы Михайличенко лично привез убитого в больницу на своем автомобиле «Лексус» (государственный номер АХ4411АС), может быть большим проколом преступников, благодаря которому милиция получила возможность поймать банду Джонсона по горячим следам и надолго засадить ее членов. И если это убийство до сих пор не раскрыто, то закономерно возникает вопрос о причинах такой позорной неудачи харьковской милиции.
Журналистам Еспресо.TV из разных источников удалось выяснить некоторые подробности, которые можно изложить в виде версии — не столько о действиях, сколько о бездеятельности правоохранителей.
Следовательно, возможна версия развития событий имеет такой сюжет. Ни после звонков на «102» о похищении мужа у вокзала, ни после сообщения о привезенном в больницу трупа никто не искал свидетелей. В частности, работники бригады и пассажиры «Столичного экспресса», в котором ехал пострадавший, не установлены и не опрошены. Так же не было опрошено таксистов, водителей трамваев, автобусов, продавцов киосков и других лиц, которые находились на вокзале и привокзальной площади в момент прибытия поезда.Более того, не опрошено даже тех свидетелей из больницы, которые известны и могут предоставить дополнительную информацию для раскрытия этого преступления. Вместе с тем не были приняты меры для задержания всех подозреваемых в причастности к этому преступлению лиц. Преступники беспрепятственно скрылись, а с ними — и вещественные доказательства. В частности, Джонсон на своем «Лексусе» бежал в Россию. Из информации, которая распространяется в криминальной среде Харькова, стало известно о двух других лиц, причастных к данному преступлению (это житель Харькова и ранее судимый житель Харьковской области), однако следственные действия с целью их задержания не производятся. Так же не были приняты меры для розыска отобранных у Черномаз денег и вещей, для мониторинга мобильных телефонов потерпевшего и причастных лиц (хотя телефоны Джонсона и его сообщников правоохранителям известны), для получения от предприятий и учреждений города записей камер видеонаблюдения и т.п.. И хотя по факту смерти Черномаз открыто уголовное производство по статье 115 Уголовного кодекса «убийство», но само преступление было квалифицировано по части 1 статьи 115 (более мягкой), а не по части 2, хотя именно под ч. 2 ст. 115 подпадают умышленное убийство из корыстных побуждений и умышленное убийство, совершенное по предварительному сговору группой лиц. Завершить описание этой версии можно предположением, что харьковская милиция боится искать убийц Черномаз, но еще больше боится вдруг их найти. Потому возможно тогда придется их отпускать — и тем самым еще сильнее опозориться.
По материалам: Espreso.tv