В воскресенье прошло очередное, или как его назвали, «юбилейное» десятое вече. Вече созвучно со словом вечность. Наверное, каждый задается вопросом – неужели то, что происходит у нас в стране, будет продолжаться вечно? Но Шекспир сказал: «Нет ничего вечного под луной» пишет «ОстроВ» …
Два с половиной месяца политической нестабильности и ожидания кровавых провокаций утомляют. Причем, устали обе противоборствующие стороны. И не только те, что стоят на Грушевского друг против друга, но и те, что следят за ними с экранов и мониторов. Требования «положить конец гражданскому противостоянию» раздаются с обеих сторон. И все понимают, что сделать это без крови уже не получится. Как говорится, «лучше ужасный конец, чем ужас без конца».
В принципе, политики, теоретически, могут договориться. Для этого нужно желание и смелость, которые способны переформатировать силы в парламенте, принять новую или старую Конституцию и назначить досрочные президентские выборы при урезанных полномочиях президента, который присвоил их с помощью карманного Конституционного суда. Но у Януковича явно нет желания идти на такие компромиссы и делиться властью с парламентом. Оппозиция, в свою очередь, тоже что-то мутит, то торгуясь за должности, то пытаясь сохранить диктаторские полномочия под свое будущее президентство.
Лидеры оппозиции уговаривают протестующих разрешить конфликт мирным путем. Их призывы и действия понятны. Мирный, бескровный путь, при котором все целы, здоровы и никому не причиняется никакого вреда, конечно же, идеален по своей сути.
Следует также учитывать, что Евросоюз, США, да и остальной мир, также требуют мирного решения ситуации, и оппозиции приходится с этим считаться.
Во-первых, в случае силового взятия власти может стать вопрос о легитимности новых «управителей», о признании новой власти тем же Евросоюзом и США.
Во-вторых, давит финансовый фактор. Ситуация в экономике такая, что без внешних заимствований практически невозможно выжить. А Запад, в случае силового варианта, может отказать в финансировании.
Но реальна ли в нашей ситуации смена власти мирным, демократическим, парламентским путем или он лежит в области идеализированной и недосягаемой фантастики? Что необходимо для реализации мирного сценария? И стоит ли бояться жесткой реакции западных политиков, если мирные протесты закончатся с применением некоторой силы?
Мирное развитие событий предполагает персональные замены во властных структурах, но осуществление таких замен без наличия парламентского большинства, поддерживающего такие действия, без силовых органов, стоящих на стороне народа, практически нереально.
Начнем с главной позиции – президентский пост. По нашему законодательству проведение досрочных президентских выборов реально возможно только в случае добровольного согласия на это действующего Президента.
На данный момент не следует ждать добровольной отставки, ибо для Янковича это в буквальном смысле вопрос жизни и смерти. Ведь при утрате полномочий вся выстроенная вертикаль власти посыплется и может либо физически задавить его, либо этот процесс закончится третьим сроком в худшем для него значении этого выражения.
Говорят, что если предоставить Януковичу некоторые гарантии безопасности, он может пойти на перевыборы. Пожалуй, досрочные выборы возможны только в случае, если его загонят в тупик и у него не останется иного выхода. Но представить такую ситуацию в реальности пока невозможно, а существующие риски и чувство самосохранения не позволят Януковичу написать прошение об отставке.
Но, попробуем все же оценить возможные результаты досрочных выборов. Если рассуждать трезво, без бравады и шапкозакидательства, то шансы соперника нынешнего Президента даже на досрочных выборах следует оценивать 50 на 50. Именно такой результат дают опросы при ответе на вопрос – поддерживаете ли вы Евромайдан?
Да, согласно опросам возможна победа во втором туре. Только в Украине опросы не всегда оправдываются. Слишком большой процент среди опрошенных или «затрудняются» ответить на этот вопрос или отказываются на него отвечать. Куда пойдут их голоса предсказать нетрудно, исходя из опыта украинских выборов.
Таким образом, остается надежда на 2015 год. Даже Евромайдан призывают достоять до очередных выборов. Это сколько надо провести вече за год!
Не исключено, что призыв придти на очередное «–надцатое» вече может закончиться кличем – «А не пошли бы вы …!».
Да и перераспределение сил и претендентов на трон за год может произойти непредсказуемо.
В любом случае, «слив» противостояния в вялотекущую словесную перепалку на руку власти. Происходит эффект привыкания, утраты новизны, возникает антипатия – все надоели.
Просочилась информация, что в президентской администрации разрабатываются варианты разгона парламента и, соответственно, объявления досрочных выборов. Если это произойдет, то перевыборы Рады не следует считать победой. Это как бы способ «выпустить пар», переключить народ на предвыборную кампанию.
К тому же в нынешней структуре власти с перераспределенными полномочиями парламент практически ничего не решает, и ни на что не влияет, а роспуск Рады пресечет попытки протащить через нее возврат прежней редакции Конституции и урезание президентских полномочий.
А вот правительство, как исполнительная власть, это очень важный инструмент Виктора Януковича. И даже если предположить, что он пойдет на формирование «временного» технического коалиционного правительства, то не стоит ожидать от него согласия на оппозиционных руководителей силовых ведомств, главу Миндоходов и руководителей финансовых структур правительства. Он на этом сидит, это его вотчина, и оторвать его от этого бюджетного «кошелька», защищаемого верными ему «гвардейцами», не реально. Для него весь смысл власти — в этих деньгах.
Что имеем в итоге? «По-хорошему», мирно можно только подыграть Януковичу, но не переиграть его.
Конечно, нужно сделать все, чтобы избежать развязывания военных действий, граничащих с гражданской войной, но история знает, так сказать, промежуточные, смешанные, мягко-силовые варианты.
Один из таких сценариев хорошо известен коммунистам и выходцам из этой среды, создавшим Партию регионов.
В 1917 году в Петрограде произошла смена власти, которую сам идеолог и организатор этих событий Ленин называл то вооруженным восстанием, то вооруженным переворотом.
Оцените, как говорят некоторые личности, «красоту игры». Переворот произошел 25 – 26 октября (7 – 8 ноября). А уже на следующий день состоялся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов – орган, созданный параллельно Учредительному собранию (бывшей Госдуме), который на тот момент не был легализованным, не предусмотренным Конституцией и, соответственно, как бы противозаконным (примерно как сейчас в Украине создают Народные собрания). То есть, переворот и созыв представительского органа для его легитимизации, осуществлялись параллельно.
Кстати, первое правительство большевиков называлось не так, как нам его представляли коммунисты. Съезд Советов решил «Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров». Повторим – Временное, впредь до созыва Учредительного Собрания, правительство.
Выборы в Учредительное собрание большевики с треском проиграли, победили эсеры-центристы, а большевики и левые эсеры имели вместе только 38,5 %. Но, зато они сумели к этому моменту сконцентрировать у себя и взять под контроль всю исполнительную власть, включая контроль над армией. Поэтому, когда Учредительное Собрание отказалось голосовать за предложенные большевиками документы, начальник охраны А. Железняков заявил председательствующему: «Я получил инструкцию, чтобы довести до вашего сведения, чтобы все присутствующие покинули зал заседаний, потому что караул устал».
После этого Совнарком издал декрет, предписывающий устранить из действующих законов все ссылки на Учредительное Собрание, а следующий Всероссийский Съезд Советов одобрил декрет о роспуске Учредительного Собрания и принял решение об устранении из законодательства указаний на временный характер правительства (убрали слова «впредь до созыва Учредительного собрания»). Так вся полнота власти перешла к большевикам.
Согласно архивным документам (в советских фильмах события показывались иначе) переворот прошел практически бескровно. А народ? Ну что народ, Ему пришла депеша из центра – вся власть советам, значит, так тому и быть.
Кстати, похожий менталитет у сторонников нынешней власти. Пока Виктор Янукович шагал уверенной поступью в Европу, все, в том числе и на Востоке, дружно хвалили Евросоюз. Он повернулся в другую сторону и народ тут же сменил звездные флаги ЕС на «георгиевские» ленточки и российские триколоры.
Стоит власти поменяться и дать соответствующее указание, народ тут же подстроится. Доказательств из жизни хватает. Совсем свежий пример: донецкий блогер разместил материал о ДТП, в котором погиб один из бразильских футболистов «Шахтера». Вот цитата из публикации:
«Меня поразили родственники пострадавшего водителя «Шкоды»:
- Мы пока шум не хотим поднимать. Вы же понимаете, какие люди с другой стороны. У них там сейчас все на ушах стоят! Представляете, купили его, столько денег отвалили, а тут наша машина…
Похоже, они реально верят, что Ахметов их на счетчик поставит…
Переубедить их не удалось. «Отакэ» у людей в головах».
Люди пострадали и боятся об этом даже вслух сказать! Как вы думаете, пойдут они против власти, какая бы они ни была?
Думается, не стоит бояться грозных речей и жесткой реакции западных политиков, если мирные протесты закончатся с применением некоторой силы. Посмотрите, хотя бы, как они сейчас себя ведут. Введены санкции против нынешней власти? То-то. Европа не хочет потерять Украину, поэтому позволяет себя обманывать тому, кто реально владеет ситуацией. Как у Пушкина: «Ах, обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад».
Возьмем примеры из современной геополитики.
В свое время Саакашвили со товарищи выломал двери в грузинском парламенте, после чего тогдашнего президента Шеварднадзе взяли под белые ручки, закрыли его в президентской резиденции и объявили досрочные выборы.
Какие были отношения Саакашвили после победы на выборах с западным миром? Самые теплые и дружеские.
Кто мог его упрекнуть в нелегитимности? Выборы были проведены демократично, его победа сомнений не вызывала, значит он законно избранный народом президент!
Победителей, как говорится, не судят!
Другой пример. Боснийцы за неделю устроили бучу, сожгли президентский дворец, арестовали президента и «ушли» власть! И никто не называет их экстремистами, никто не угрожает санкциями!
По Конституции народ является единственным носителем власти. Все действия народа против нынешних властных органов подпадают под понятие крайней необходимости, ибо они направлены на предотвращение и устранение преступлений власти и того вреда, который она причиняет обществу и государству. Читаем Уголовный кодекс.
«Стаття 39. Крайня необхідність.
Не є злочином заподіяння шкоди правоохоронюваним інтересам у стані крайньої необхідності, тобтодля усунення небезпеки, що безпосередньо загрожує особі чи охоронюваним законом правам цієї людини або інших осіб, а також суспільним інтересам чи інтересам держави, якщо цю небезпеку в даній обстановці не можна було усунути іншими засобами і якщо при цьому не було допущено перевищення меж крайньої необхідності».
Краткий юридический комментарий.
Крайняя необходимость является правомерной при наличии таких условий:
1) Существует опасность, которая возникла вследствие действия стихийных сил или действий других людей, а также в случаях, когда опасная ситуация является следствием содеянного общественно опасного действия.
2) Опасность является непосредственно угрожающей причинением вреда или уже его наносит.
3) Опасность соответствует действительности, т.е. существует реально. В случае, когда лицо не могло, исходя из обстоятельств, сознавать отсутствие опасности, содеянное им тоже расценивается, как содеянное в состоянии крайней необходимости.
4) Опасность в данной обстановке не может быть устранена или предотвращена другим путем.
Налицо имеем все признаки! То, что делает власть с народом и государством, иначе как общественно опасными деяниями не назовешь!
Протестующих упрекают, мол, сами не работаете и властным учреждениям работать не даете. Помещения Киеврады захватили, блокировали правительственный квартал…
Майдан на это уже ответил – вы не работаете? Значит, меньше украдете у нас! А если хотите нормально работать, тогда, как это сделали в Боснии и других странах, тех, кто использует свое властное кресло в личных корыстных целях, на нары отправьте. Тогда Майдан с Крещатиком моментально освободят.
Под прикрытием политических распрей наше «крупнолицое» правительство уже по факту ввело в стране чрезвычайное положение. На административные ограничения в экономике и банковской сфере сразу отреагировал валютный курс. Люди забирают свои денежки из банков и думают только об одном – как бы их спасти!
В Верховной Раде депутат от Партии регионов зарегистрировал законопроект, по которому предполагается ввести уголовную ответственность за бойкот товаров и услуг определенных производителей. Представьте, вы заходите в магазин, а там вам в корзину товар складывают. Вы говорите – не хочу я этот товар покупать. А вам – до пяти лет лишения свободы!!!
А если вы приехали на машине с национальной символикой, то заодно еще и водительского удостоверения лишат на несколько месяцев.
Как тут не вспомнить мудрого Попандопуло.
«Гадский папа! Чует мое сердце, что мы стоим накануне грандиозного шухера. У пана атамана нэма золотого запасу, и хлопцы начинают разбегаться в разные стороны. Если так пойдет дальше, я тоже разбегусь в разные стороны. Хочешь сто мильонов? Да бери усе, я себе еще нарисую!».
Первой, основной и самой непростой задачей новой власти, конечно же будут экономика и финансы. Но и здесь есть примеры, как можно решать финансовые проблемы.
Упоминавшийся Саакшвили тоже с этим столкнулся (что бы о нем ни говорили, а положительный опыт не грех перенимать у любого человека). Первое, что сделало его правительство для латания дыр в бюджете и пенсионном фонде – изыскание своих резервов.
Мы же сами говорим (хотя ветеран-регионал Звягильский сказал о том же), что если б не воровали, то денег на все хватало бы.
Одним из первых действий Саакашвили было такое – он приглашал к себе бизнесменов, замеченных в коррупции и незаконных сделках с бюджетными средствами (среди них оказался и сын предыдущего президента), и ставил такое условие. В бюджете (или в пенсионном фонде) имеется дефицит. Нужно его закрыть. Если соглашаешься, мы закрываем дело, иди, работай дальше. Будешь честно работать – никто не тронет. Большинство согласилось.
А когда мир увидел, что в Грузии проводятся реальные реформы, международные финансовые институты сами помощь предложили.
И все же, возвращаясь к нашим проблемам, нужно сказать о следующем. Можно обзывать сторонников власти разными словами, прикалываться над ними, отмахиваться от них. Но…. Надо признать, что они тоже часть Украины. И главное – они опора, постамент для нынешней власти, а потому сбросить ее с этого «постамента» труднее, чем каменного Ленина.
Что бы мы ни писали, что бы ни говорили, а в Европу мы можем пойти только или с ними вместе или никто не пойдет.
Сменить коренным образом ситуацию в стране можно только «переделкой» «рабов» власти, их менталитета, «перетягиванием» на свою сторону, «выращиванием» свободных и свободолюбивых граждан. Перефразируя «великого украинского поэта» Чехова: «по капле выдавливая из них раба». Иначе опять война на выборах за каждый бюллетень с непредсказуемым результатом.
В любом случае, устраивая «соревнование», кто крикнет громче «Банду геть!», но не предпринимая активных действий, — власть не поменяешь.
Власть не дают, власть берут. И Виктор Янукович доказал это всей своей политической карьерой.
Думаю, все обратили внимание на то, какая используется символика во времена Евромайдана противоборствующими сторонами. Протесты проходят под национальной символикой – национальные флаги, ленточки, гимн, «Слава Украине» и все остальное пронизано именно украинской официальной и неофициальной символикой, начиная с повсеместного использования Государственного флага и пения гимна.
Власть использует все что угодно, только не национальные и даже не официальные государственные символы. Тут и партийная символика, и так называемые «георгиевские» гвардейсткие ленточки, и даже символика России. Более того, гайцы задерживают машины с государственным флагом, приравнивая это к нарушению закона!
В Донецке секретарь горсовета так и заявил: «Не слава Украине, не слава героям…».
С этой точки зрения современное протестное движение впору назвать национально-освободительным. А такие движения борются против захватчиков, оккупантов, колонизаторов.
Получается, что нынешняя власть по отношению к народу ведет себя как оккупант, как чужеродный элемент!
Значит народ вправе вести себя по отношению к такой власти адекватно! Ибо сказано – какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лук. 6:37,38).
Но это логика. А в политике она, как показывает отечественный опыт, значит мало.
Поэтому, можно ожидать силового сценария разрешения конфликта и от президента Януковича. Да, весь мир давит на него с целью недопустить этого. Но индульгенция на убийства и похищения «Беркуту» могла быть выдана только «гарантом Конституции», следовательно, только в войне (партизанской, как сейчас), или открытой, Янукович видит рецепт сохранения своей власти. Тем более, что в этом у него есть серьезный, хоть и ненавистный ему, союзник – Владимир Путин. Сам президент России не высказывался по поводу силового разгона Майдана, но его окружение делало это уже неоднократно. А в России, холоп против барина не попрет…
Силовой сценарий для Виктора Федоровича наиболее естественен и отвечает его жизненному опыту. Но что его сдерживает?
Первое – это страх потерять деньги, которые Семья раскладывала по зарубежным банкам в период «евроинтеграции». Казалось бы потеря десятка-другого миллиардов — ничто по сравнению с владением всей Украины, но деньги – вещь материальная, власть же — сегодня есть, а завтра может и не быть.
Второе – это как раз потеря реальной власти в стране. Потому что кровь на Майдане будет означать:
- партизанскую войну на половине территории страны;
- персональные санкции Запада;
- отсутствие западных кредитов на пороге дефолта, следовательно обострение социально-экономической ситуации в стране;
- автоматическое попадание в политическую и экономическую зависимость от России, результатом чего станет практическая потеря Украиной суверенитета. А, значит, и власти Януковича…
То есть, для силового варианта, у Виктора Федоровича просто нет ни политических, ни экономических ресурсов. Разговоры Запада о демократических принципах, часто не имеют ничего общего с действиями западных правительств, обусловленных политической необходимостью. Запад умеет закрывать глаза даже на кровь. Но прощается всё только сильным. А Виктор Янукович не может быть сильным лидером, поскольку слишком слабой стала страна. Он уже сбитый летчик. Ему не простят.
Правда, у него есть возможность уничтожать всех инакомыслящих тихо, по одному. Но на это может отреагировать Майдан. Которому простят всё.
Автор: Виктор Яковлев