Сегодня на заседании Кабмина, исполняющий обязанности премьер-министра Сергей Арбузов заявил, что гривна удешевляется из-за политической нестабильности.
«Есть напряженность вопреки отсутствию экономических оснований для этого», — сказал Арбузов.
Подтвердить или опровергнуть адекватность и правдивость таких заявлений бывшего вице-премьера Еспресо.TV попросил директора экономических программ Центра Разумкова Василия Юрчишина.
Правда ли, что политическая нестабильность повлияла на падение гривны ?
В основе падения гривны лежит больше экономический фактор. Потому что 2 года экономика страны не работает. 0% роста ВВП в 2012 году, практически 0% в 2013 году. Падение промышленности в 2013-м 4,7%. Это показатели устойчивости экономики, а на этой основе и валюты. Добавим крайне отрицательное внешнеторговое сальдо, с учетом текущих операций в прошлом году достиг 16 млрд, это даже больше чем в рекордном 2012 г., когда было 14,5 млрд. Также высокие внешние долги. Это все факторы, которые формируют высокое девальвационное давление.
Почему до сих пор курс гривны держался?
Предыдущие годы центробанк и правительство удерживали курс как фактор стабильности, демонстрацию стабильности. А в этом году, учитывая политическое противостояние, на первых ролях как раз противостояние с властью. Поэтому власти решили по возможности, курс отпустить.
Я не знаю насколько адекватными инструментами это решается, так как информация остается закрытой. Все, что мы слышали от руководства государства, что все контролируется. Теперь оказывается Майдан виноват, завтра еще что-то произойдет. Но ни один инструмент, который просится для активизации не используют.
То есть правительство фактически бросил гривну ?
Контроль за экспортной выручкой, по импортным контрактам, контроль за потоками капиталов внутри страны, прежде всего теми капиталами, которые попадают на межбанк и формируют такое высокое давление со стороны спроса. Об этом ничего не говорится и в таких случаях возникает подозрение, что не все так, как руководство пытается показать.
Как фактор называется паника среди населения …
Также звучало то, что население формирует давление на курс. Это легко опровергнуть, потому что курс формируется на межбанке. Наличный курс подтягивается за межбанком . Также наличный курс достаточно замкнутый. Банки уже давно продают валюту в рамках тех поступлений, которые к ним приходят, с небольшими поправками. И объемы и возможности здесь не сопоставимы. Замкнутость наличного рынка никак не позволяет говорить, что это паника среди населения его подталкивает.
Создается впечатление того, что основные события проходят на межбанке. Было бы легче, если бы он имел прозрачную структуру. А так мы не знаем, кто предлагает валюту, кроме НБУ с интервенциями и Сбербанк, и кто является основным покупателем, не является ли это какие-то выделены банковские структуры. Пока не будет хоть какой-то публичности, мы будем находится в роли пророков задним числом.
По материалам: Espreso.tv