Детальное разъяснение за что все-таки проголосовали «слуги народа». И чем это чревато для самого народа. Как это было (ФОТО)

Верховная Рада в четверг, 16 января голосами депутатов от Партии регионов и Коммунистической партии Украины с незначительным количеством примкнувших к ним внефракционных парламентариев приняла 12 законодательных актов — пишет Вера Холмогорова, корреспондент «ОстроВа»Голосование осуществлялось в ручном режиме, не просто без использования электронной системы «Рада» — даже без создания счетной комиссии.

Всего для работы народным избранникам потребовалось немногим больше часа — 68 минут. В среднем — по пять с половиной минут на то, что определиться, с каким бюджетом проживет страна ближайший год; на то, чтоб дать возможность упрятать человека за решетку даже без его присутствия в суде; посадить на два года за клевету; разрешить закрывать неугодные СМИ без суда; обязать всех покупать SIM-карты по паспортам; и сделать преступлением поездку друзей кортежем из 6 машин за город на шашлыки.

Провластные депутаты вчера ограничили права и свободы всех — от оппозиционных депутатов до студентов, от профессиональных журналистов до простых любителей публиковать в своем блоге котиков и забавные демотиваторы с действующим главой государства. Даже футбольные фанаты, и те отныне должны быть со своей командой не только сердцем, но и паспортом, — иначе не пустят на стадион.

111111111111111111111111111

Бытующее у многих убеждение, что в Украине по сравнению с Россией и Белоруссией, с гражданскими правами и свободами гораздо лучше, кажется, потеряло смысл. Последним скоростным рекордом у соседей стал как раз закон о возвращении уголовного преследования за клевету. Ликвидированная на заре так называемой «медведевской либерализации» 2008 года статья, триумфально вернулась в УК РФ минувшим летом. Возмущение общественности вызвало, в частности, то, что российскому парламенту потребовалась на довольно неоднозначный закон лишь неделя — от внесения до принятия в третьем и окончательном чтении. Вот только за эту неделю из документа исчез самый спорный пункт о тюремном сроке для клеветников (исключить потребовал лично президент Владимир Путин).

Фото: Макс Левин

Фото: Макс Левин

В Украине для аналогичного документа хватило двух суток: внесли, быстро и молча поддержали всеми возможными комитетами и проголосовали сразу и в целом, без поправок за 87 секунд. Тюремный срок за клевету тоже, кстати, оставили, чай, Украина не Россия: теперь за нее дают «двушечку».

Закон Колесниченко-Олейника: вас не за что посадить? тогда мы идем к вам!

Владимиру Малышеву разбили голову

Владимиру Малышеву разбили голову, © ТВі, Богдан Бортаков

Наиболее громким и самым богатым на всевозможные юридические новации стал законопроект «О внесении изменений в закон Украины «Про судоустройство и статус судей» и процессуальные законы относительно дополнительных мероприятий по защите безопасности граждан» (3879) авторства регионалов Владимира Олейника и Вадима Колесниченко.

В базе Верховной Рады этот поистине фундаментальный проект, вносящий поправки в 21 документ, включая Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский и Хозяйственный процессуальные и Налоговый кодексы, законы о милиции, прокуратуре, о судьях, об СБУ, о связи и о спецсвязи, о свободе совести, об общественных объединениях и еще целый ряд других появился три дня назад, 14 января.

© facebook.com/oleg.tsarov

© facebook.com/oleg.tsarov

В соответствии с регламентом прежде, чем попасть на рассмотрение депутатам даже в первом чтении, он должен был получить одобрение 15 комитетов Верховной Рады. Впрочем, кроме списка этих самых комитетов, никакой информации об их работе с законопроектом, — вроде такой мелочи, как официальные заключения, — на сайте Рады нет. Более того, в разделе «Обработка комитетами» информация о том, что творение Колесниченко-Олейника было комитетами хотя бы просто «получено» содержится лишь возле трех из них. Причем, получили они закон непосредственно в день его принятия, 16 января.

Колесниченко и Олейник не скрывают в пояснительной записке, что большинство их предложений вызвано текущей политической ситуацией в стране.

«Выгнать» людей с Майдана независимости или из-под стен президентской резиденции Межигорье, запретить им писать о коррумпированных чиновниках или продажных судьях иначе, чем введя за это административную, а то и уголовную ответственность (желательно еще и с возможностью посадить в тюрьму), регионалы не смогли. Потому отныне Уголовный кодекс Украины пополнился двумя новыми статьями: статья 110-1 «Экстремистская деятельность» и статья 151-1 «Клевета».

Фото С. Харченко

Фото С. Харченко

За распространение или пособничество в распространении экстремистских материалов, «в том числе путем предоставления информационных услуг, денежных средств, научной, полиграфической или материально-технической базы» закон предусматривает штрафы (до 13,6 тыс. грн, за повторное преступление — штраф до 51 тыс, а то и до трех лет лишения свободы. Кстати, примечательно, что «наэкстремистить» на уголовную статью можно не только в СМИ или на митинге, но и «в сети Интернет и социальных интернет-сетях».

При этом, как экстремистские, закон трактует любые «документы на бумажных, электронных или каких-либо иных носителях, которые… призывают, обосновывают или оправдывают осуществление деятельности относительно планирования, организации, подстрекательства, подготовки либо осуществления действий» по свержению государственного строя, захвата центральных и местных органов власти, незаконного вмешательства их в работу. Экстремизмом отныне может быть расценено и постороннее вмешательство в деятельность избирательных комиссий или общественных организаций, а также любое оскорбление расовых, национальных, религиозных и прочих чувств.

В свою очередь, за клевету («распространение заведомо недостоверных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица») в масс-медиа или в собственном блоге можно «загреметь» на общественные работы сроком до года. А если клеветническим оказалось публичное обвинение человека в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (скажем, кто-то шапки воровал, а то и вовсе в изнасиловании подозревается), то можно будет угодить и в тюрьму. На 2 года.

Серьезному ужесточению подверглось законодательство в отношении любых массовых акций, как пеших, так и конных, точнее — автомобильных.

Так, в случае, если закон Колесниченко-Олейника будет подписан президентом Виктором Януковичем, «совершение личностью, которая управляет транспортным средством, движения в колоннах в количестве более 5 транспортных средств без согласования условий и порядка движения с ответственным подразделением МВД», может быть либо наказано штрафом, либо лишением прав этой самой личности до двух лет.

А если посадил за руль своего «железного коня» друга без надлежащих документов и он поехал на Автомайдан — изволь быть готовым остаться без любимого авто. Его могут конфисковать, с необходимостью последующей выплаты компенсации, а тебя — оштрафовать.

Пришел на неразрешенную акцию протеста – внушительные штрафы, а то, и 10 суток ареста. Пришел в каске или в маске, с петардой или файером — 15 суток, установил палатку — столько же. До принятия поправок эти статьи КоАП ареста для рядовых активистов не предусматривали (15 суток могли дать лишь организаторам), а вместо штрафа поначалу можно было отделаться и предупреждением. Ныне такое слово как «предупреждение» из этой статьи исчезло.

На год предложили увеличить нардепы-регионалы и уголовные сроки за нарушение неприкосновенности жилья либо его порчи. Причем, в случае с неприкосновенностью в статью добавился до того отсутствовавший пункт о «блокировании к нему (жилью — «ОстроВ») доступа»: до 6 и до 5 лет лишения свободы соответственно (ранее — 5 и 4).

За организацию массовых нарушений общественного порядка теперь можно будет сесть на 2 года (ранее — арест на 6 месяцев), за групповое хулиганство — на 5 лет (было — максимум 4 года), за захват органов государственной власти — до 5 лет (было — 3 года), а за массовые беспорядки с погромами, захватами зданий и разрушениями можно получить и все 10 лет тюрьмы. Наконец, втрое — с 2 до 6 лет тюрьмы — увеличено наказание за сопротивление сотрудникам правоохранительных органов во время исполнения ими служебных обязанностей.

комуняки

Не остались в стороне и средства массовой информации и общественные организации.

По-видимому, изрядно вдохновленные российским примером, украинские депутаты подарили отечественному праву еще одну новеллу: понятие «иностранного агента». В соответствии с поправками в Налоговый кодекс (да, это все тот же, 3879-й проект закона), таковым признается «общественное объединение, которое для обеспечения своей деятельности получает денежные средства или имущество от иностранных государств, их государственных органов, неправительственных организаций других государств, международных неправительственных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, которые получают денежные средства либо иное имущество без указанных источников, а также принимают участие, в том числе в интересах иностранных государств, в политической деятельности на территории Украины».

Статья — буквальный, с незначительными изменениями перевод с русского на украинский соответствующей нормы российского закона об НКО. Наши депутаты решили далеко не ходить, и тоже обязали местных «агентов» в обязательном порядке официально признать себя таковыми, потребовали от них ежемесячной отчетности перед компетентными органами и пригрозили особым налогообложением, отличным от действовавшего прежде для всех «общественников». Конкретных цифр, во сколько теперь может «влететь» потенциальная возможность стать почти что «врагом народа», Колесниченко и Олейник пока не озвучили.

Кстати, и здесь украинским избранникам удалось обскакать российских братьев: Государственной Думе, для того, чтобы окончательно определиться с «агентами», потребовалось 2 недели и целый отдельный закон.

Заметно сузится и простор для деятельности СМИ, по крайней мере, для тех из них, кто не потрудился получить государственного свидетельства о регистрации. Более того, если государство обнаруживает незарегистрированный информационный ресурс, то его владельца ждет штраф на сумму от 10 тыс. до 17 тыс. грн, а при повторной попытке деятельности в сети — от 17 тыс. до 34 тыс. грн.

Кроме того, государство в лице Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере связи, получает право «принимать решение в отношении ограничения доступа абонентов операторов телекоммуникаций к ресурсам сети Интернет, через которые происходит распространение информации, которая противоречит закону, или через которые осуществляется деятельность информационного агентства без предусмотренного законом свидетельства о государственной регистрации». Причем, подобное решение закон дает право принимать на основании «заключения эксперта», лишь с последующей возможностью для потерпевших оспорить его в суде.

И еще один примечательный факт: установить необходимое техническое оборудование для фиксации всяких нарушителей и экстремистов одна из поправок обязывает самих интернет-провайдеров. За свой счет.

Наконец, целый ряд норм усложняет распространение «порочащей» информации о судьях и силовиках — милиционерах, прокурорах и сотрудниках СБУ.

В частности, Рада запретила «незаконный сбор, хранение, использование, уничтожение, распространение конфиденциальной информации о судье, его близких родственниках или членах семьи, распространение материалов или информации, которые носят явно оскорбительный характер и демонстрируют вызывающее пренебрежение к судье или правосудию, давление, запугивание или вмешательство в любой форме в деятельность судьи, совершенные с целью мести, препятствования выполнению судьей служебных обязанностей или с целью добиться вынесения неправосудного решения, или публичные призывы или распространение материалов с призывами к совершению таких действий».

Такие действия будут наказываться штрафом или исправительными работами, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до 2 лет.

Закон, правда, встал на сторону не только самых близких родственников судей, но и простых членов семей, вплоть до правнуков или… постоянных любовников. Так, в соответствии с поправками в закон «О государственной защите работников судов…» защищать отныне придется и «личности, которые совместно проживают, связаны совместных бытом… но не состоят в браке»…

Кстати, для любителей добыть порочащую информацию из интернета, а также для прочих хакеров, промышляющих DDOS-атаками государственных сайтов, Колесниченко с Олейником предусмотрели аж три новых статьи в УК.

Так, за «несанкционированное вмешательство в работу государственных информационных ресурсов» и, в особенности, «критических объектов национальной информационной инфраструктуры» могут наказать и до 5 лет лишения свободы.

А если вы осуществили «несанкционированное распространение информации с ограниченным доступом, которая обрабатывается в государственных электронных информационных ресурсах», то вам грозит от 2 до 4 лет тюрьмы. Тоже, кстати, прежде отсутствовавшая в украинском Уголовном кодексе норма.

Впрочем, даже если вы не ходите на Майдан, не ездите в Межигорье или к забору чьей-нибудь дачи, не журналист, не блогер, не хакер и не любитель узнать, что там делала в Куршавеле правнучка судьи, знайте, заодно закон Колесниченко-Олейника теперь обяжет вас покупать новую SIM-карту на мобильный телефон только по паспорту. Просто на всякий случай. Как бы какого экстремизма не вышло.

Депутат — прикосновен, гражданин — осужден заочно

14 января 2014 года оказалось крайне плодотворным днем для регионала Владимира Олейника. Написав вместе с Вадимом Колесниченко более полусотни уголовных, или около того, поправок, он взялся и за регламент Верховной Рады.

Слишком «забюрократизированной и растянутой во времени» показалась ему процедура привлечения к ответственности того или иного парламентария. По действующему закону для того, чтобы отправить нардепа в места не столь отдаленные надо и разрешение комитета получить, и самого избранника спросить, к тому же в письменном виде. Эдак больше месяца (до 32 дней) выходит на всю процедуру.

Потому Олейник предложил: вопрос о задержании или аресте «проштрафившегося» нардепа выносить на сессию вне очереди, без предварительного одобрения комитета, а на письменные объяснения своего поведения избраннику давать не более 3 суток.

Для рассмотрения и окончательного принятия нормы о собственной судьбе парламентариям хватило 81 секунды.

Простым гражданам хватило и того меньше времени: 35 секунд для того, чтобы поддержать законопроект о заочном осуждении.

В соответствии с документом (автор — внефракционный депутат Лев Миримский), подозреваемого или обвиняемого предлагается считать уклоняющимся от прибытия на вызов, если он, будучи уведомленным о времени и месте проведения заседания, не явился на него при отсутствии уважительных причин, не сообщил о таких причинах, или если сообщенные им причины неявки признаны неуважительными.

Не явился, не сообщил, но адвокат в зале суда есть — все, можно и посадить.

Кстати, норма Миримского весьма забавно перекликается с еще одной поправкой Колесниченко-Олейника, в соответствии с которой вовсе не обязательно, чтобы человек лично ознакомился с повесткой в суд. Достаточно «каких-либо… данных» (без уточнения — каких именно), факт получения подтверждающих.

Иными словами: не пришел, не увидел, — сел.

И новости спорта

Усложнили народные депутаты и жизнь футбольным фанам. Еще в конце декабря минувшего года внесенные правительством Николая Азарова поправки, ужесточающие ответственность для болельщиков, пришлись по душе нардепам: приобретать билеты на футбол отныне можно будет лишь по предъявлении паспорта.

Но не только.

Также теперь футбольных хулиганов в судебном порядке смогут лишить прав посещать матчи на срок от шести месяцев до двух лет. Такое решение может быть принято за мелкое хулиганство (нецензурная брань, оскорбительное поведение и другие действия, нарушающие общественный порядок), стрельбу из огнестрельного оружия, злостное неповиновение работникам милиции. Вдобавок несдержанные фаны могут быть оштрафованы на сумму от 20 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан, иными словами — вплоть до 64 тысяч гривен.

Теперь каждую из этих норм (а также других, вроде введения пятилетнего заключения за осквернение Вечного Огня или могилы Неизвестного Солдата; или двухлетнего — за пропаганду фашизма; или возвращение «писем счастья» от ГАИ за зафиксированные видеокамерой нарушения на дорогах…) предстоит подписать президенту Януковичу.

Президенту Украины ничего не мешает отправить принятые вручную законы на доработку. В конце концов, даже Владимир Владимирович, страшно сказать, это иногда делает – «ветирует» законы.

Теги: , , , , ,

Оставить комментарий

Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной статье. Комментарии содержащие призывы к насилию и экстремизму, а также нецензурную лексику будут удалены. Регулярное нарушение данных правил повлечет к блокированию Вашего IP адреса. Размещение ссылок в комментариях запрещено.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*