Министр культуры «подарил» Десятинную церковь и землю вокруг нее церковникам

280px-Desyatinny_monasteryВ “деле Десятинной церкви”, которая по настоянию историков должна стать музеем, а по мнению священнослужителей — храмом, произошел новый виток. Министерство культуры придумало, как решить проблему одним махом, и в апреле создало музей истории Десятинной церкви, пригласив работать в него священнослужителей. Выбор пал, разумеется, на представителей УПЦ МП, которые возвели на Святокиевской горе храм и даже основали Десятинный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы.

Интрига в том, что о создании и деятельности музея не было ничего известно до 26 ноября, когда в прессе появилось открытое письмо на имя Министра культуры Михаила Кулиняка от имени научных сотрудников музея. В документе, который получили “Комментарии”, четко указано требование избавить учреждение от засилья церковников и православной цензуры. Сотрудники утверждают, что руководство музея без объявления конкурса было поручено иеродиакону Десятинного монастыря УПЦ МП Ярославу (Дорошенко), который лично занимался набором сотрудников. Так в штат было принято более 50 представителей братии и общины упомянутого монастыря, а также Киевской духовной академии и синодальных отделов УПЦ МП. Как отмечают авторы письма, говорить о каком-либо профильном образовании новых работников музея не приходится.

В то же время, заместителем директора по научной работе Минкульт назначил старшего научного сотрудника Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. Рыльского Ларису Ганзенко, которая привлекла к сотрудничеству ряд квалифицированнх музейщиков. В результате между “церковной” и “светской” частью коллектива возник конфликт интересов. Так, по мнению авторов письма, “в видении представителей церковной общины Десятинного монастыря во главе с директором музея, его задача сводится к воспроизведению “исторической традиции богослужения” на территории церкви путем сооружения нового собора и пропаганды религиозного сознания.

Руководство музея даже пыталось ввести цензуру при подготовке экскурсий — запрещалось употребление ряда научных терминов (“религия”, “культ” и т.п.), рассказы о дохристианском периоде истории Киева, зато приветствовались антинаучные концепции и церковная пропаганда. Конфликт зашел настолько далеко, что замдиректора по научной работе Лариса Ганзенко была уволена — якобы за прогулы. При этом сами служители церкви неоднократно заявляли ученым, что руины Десятинной церкви принадлежат общине Десятинного монастыря и никто не помешает возвести на них храм УПЦ МП.

По словам авторов письма, на данный момент музей обслуживает узкие интересы религиозной общины и является откровенной филиалом Десятинного монастыря, финансируемым за государственный счет.

Директор Музея истории Десятинной церкви Павел Дорошенко (он же — иеродиакон Ярослав) в беседе с “Комментариями” озвученные в письме претензии отверг. По его словам, ему неизвестны случаи отсутствия взаимопонимания в коллективе, как и случаи цензуры. Кроме того, отверг он и разработку проектов, которые могли бы снизить охранный статус Старокиевской горы и позволить там какое-либо строительство. “Никаких ландшафтных институтов не предусматривается и не рассматривается, поскольку у нас в Уставе значатся музеефикация и консервация остатков Десятинной церкви. Мы являемся государственным предприятием и других полномочий нам дано не было”, — подчеркнул Дорошенко. Что касается Ларисы Ганзенко, то она, по словам директора музея, была уволена по собственному желанию, о чем имеются соответствующие приказы и записи.

Однако настораживает не только факт назначения священнослужителя директором, но и сама история создания Музея истории Десятинной церкви. Создан он был 9 апреля 2012 года приказом Министерства культуры. Причем на сайте ведомства какую-либо информацию о новом учреждении найти невозможно. Есть лишь занимательный факт: музей входит в 15 учреждений страны, которые напрямую подчиняются Минкульту. При этом собственного здания у него нет, а зарегистрирован он по тому же адресу, что и Национальный музей истории Украины — ул. Владимирская, 2. Интересно и то, что объявления о наборе сотрудников почему-то появлялись на православных сайтах. Как объяснил “Комментариям” директор учреждения, причина в скудном финансировании проекта, из-за чего музей вынужден использовать в качестве доски объявлений любые бесплатные площадки.

Интересно и то, что музей, по сути, не имеет не только стен, но и экспонатов. А появился он так тихо и незаметно, что о нем не слышали даже профильные специалисты. Так, архитектор Лариса Скорик, бывшая членом жюри в конкурсе на лучшую концепцию по музеефикации останков Десятинки, узнала о новом учреждении от журналистов. “Впервые слышу о таком музее. Кто его создал — не имею понятия, — отметила Скорик в беседе с “Комментариями”. — Не понимаю, какой может быть музей Десятинной церкви, если у него нет никаких артефактов? Все артефакты — на хранении в Музее истории Киева”.

Факты говорят сами за себя: иначе как “планомерной” сдачей фундаментов Десятинной церкви представителям Московского патриархата объяснить создание музея сложно. Процесс этот длится с 2007 года и в последние несколько лет лишь ускорился. Так, в мае прошлого года был проведен конкурс на лучший проект реконструкции территории Древнего Детинца с руинами Десятинки включительно. Тогда чиновники от Минкульта откровенно продвигали интересы церкви, а когда достигнуть желаемого не удалось, проект “заглох” — собственно, ничего о нем ничего не известно до сих пор. В то же время, предстоятель так называемого “Десятинного монастыря” архимандрит Гедеон в интервью с “Комментариями” не скрывал, что легендарные руины готовятся к застройке очередным храмом УПЦ МП, а законодательство в случае надобности можно и переписать.

В итоге уже раскопанные фундаменты законсервировали, однако летом этого года церковь снова заставила вспомнить о конфликте: вопреки предписанию Государственной архитектурно-строительной инспекции о демонтаже своих строений, служители культа наоборот их укрепили и сделали более капитальными.

Так что церковь, шаг за шагом, лишает киевлян и всех украинцев одного из самых интересных археологических памятников времен Киевской Руси, причем делается это непосредственно под прикрытием органов власти с Министерством культуры включительно.

Автор: Олекса ШКАТОВ

Теги: , , , ,

Оставить комментарий

Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной статье. Комментарии содержащие призывы к насилию и экстремизму, а также нецензурную лексику будут удалены. Регулярное нарушение данных правил повлечет к блокированию Вашего IP адреса. Размещение ссылок в комментариях запрещено.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*