Работники прокуратуры обладают значительно большими полномочиями в сравнении с любыми другими представителями контролирующих и правоохранительных органов. Естественно, что при таких раскладах у них и значительно больше возможностей для улучшения собственного благополучия. Сколько получают и сколько зарабатывают местные прокуроры, кто из них вскоре станет миллионером, а также насколько их декларации о доходах соответствуют реальности, выяснял еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Самые откровенные
Большинство прокуроров городов и районов автономии, судя по декларациям, живут на одну зарплату, а самые зажиточные — еще и ездят на старых машинах часто отечественного производства. Верить в это или нет — зависит от индивидуального уровня наивности каждого, однако есть среди руководителей надзорных органов и такие, которые не шибко стесняются своего финансового благополучия, оформляя все ценные приобретения на себя, а не на супругу, брата или свата.
К числу не очень скромных можно отнести керченского межрайонного природоохранного прокурора Евгения Фанина. В собственности блюстителя экологических норм три земельных участка, причем один из них площадью ровно два гектара, а также частное домовладение весьма внушительных размеров, две квартиры и гараж. А в гараже у Фанина — внедорожник Мitsubishi Outlander, который стоит больше, чем природоохранный прокурор зарабатывает за весь год.
На фоне такого размаха скромная квартирка заместителя прокурора АРК Владимира Бояна общей площадью 161 квадратный метр выглядит, конечно, более чем скромно. Хотя если умножить метраж апартаментов на стоимость квадратного метра в элитных домах крымской столицы, сумма выйдет шестизначная.
Самые богатые
Анализируя сведения о финансовом благополучии работников надзорных органов, выделить одного самого-самого обеспеченного оказалось непросто. К примеру, экс-прокурор ВМС Украины, а нынче заместитель прокурора АРК Олег Лемешев, видимо, долгое время недоедал и во всем себе отказывал, чтобы собрать на банковском счету каких-то полмиллиона гривен и получать ежегодно почти сто тысяч в качестве процентов от депозита. Такими темпами максимум через четыре года Олег Лемешев станет первым прокурором-миллионером в АРК.
А вот его коллега по крымской прокуратуре Игорь Задоренко, который занимает очень интересную должность главы управления по надзору за работой подразделений, ведущих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, до полумиллиона в прошлом году еще не дотянул, задекларировав на счетах почти 370 тысяч гривен. Может быть, именно по этой причине он посчитал нужным попросить у государства материальную помощь в размере более 17 тысяч гривен.
А может, за квартиру стало платить нечем — она у Игоря Задоренко, судя по декларации, обходится недешево. Как-никак, а 104 квадратных метра, что в пересчете на понятные величины равняется пятикомнатной квартире.
Самые подозрительные (скрытные)
К этой категории мы без колебания отнесли симферопольского городского прокурора Александра Марченко, который совмещает свою работу в регионе с креслом заместителя прокурора Автономной Республики Крым.
Под подозрение глава столичной прокуратуры попал вовсе не из-за того, что в прошлом году возбудил аж одно дело по земельным нарушениям, и не ввиду того, что лично признавался: «…есть проблемы в борьбе с коррупцией». Проблемы у столичного прокурора не только с коррупцией, но и с собственной декларацией о доходах — страница с этими сведениями единственная из всех обнародованных на сайте «из-за технических сбоев» почему-то не открывается.
Кстати, для сравнения: прокурор Советского района Олег Онищенко тоже затруднился классифицировать свои прибыли, помимо заработной платы. Правда, сумма оказалась поменьше — всего-то 21 гривна.
Самые бескорыстные
Однако остались в прокуратурах автономии еще и такие работники, которые готовы служить государству за одну только идею. Во всяком случае, так следует из декларации прокурора Железнодорожного района Симферополя Любови Кардаш, которая, судя по представленным сведениям, зарплату не получает и работает сугубо на волонтерских началах.
Но судя по декларации, ей зарплата и не нужна — годовой доход правоохранительницы составляет чуть более ста тысяч гривен, из которых почти семьдесят оказались отнесены в загадочный разряд «другие виды доходов», а происхождение еще тридцати с лишним тысяч вообще никак в декларации не отражено.
Самые бедные
Для того чтобы читателю не показалось, что все работники надзорного ведомства купаются в роскоши, мы отобрали и такие декларации, что впору открывать благотворительный счет для оказания финансовой поддержки органам прокуратуры. Причем, судя по официальным данным, обнародованным на сайте Прокуратуры АРК, живут исключительно на одну зарплату больше половины городских и районных прокуроров. Но обидней всего не за них.
Судя по всему, должность начальника управления представительства, защиты интересов государства в судах в надзорном ведомстве является крайне непопулярной. Во всяком случае, у главы этого подразделения Алексея Мялина зарплата почти в два раза меньше, чем у заместителя прокурора, и за всю свою долгую службу Мялин до сих пор не скопил средств ни на квартиру, ни даже на машину.
Еще тяжелей живется его коллеге по цеху Ирине Кравец, которая является помощником прокурора по вопросам внутренней безопасности. Зарплата у нее тоже не очень высокая — чуть более 10 тысяч в месяц, но ведь еще приходится и за снимаемое жилье платить. Так что начисленная материальная помощь в размере почти 11 тысяч гривен ей пришлась, вероятно, как никому другому, кстати.
Самый творческий
Из всех изученных деклараций только у феодосийского городского прокурора Даниила Стадника показан доход от преподавательской, научной или творческой деятельности. В каком именно из этих направлений проявил себя глава феодосийского надзорного ведомства, неизвестно — в документах лишь записано, что дело было связано с программой Европейской комиссии для Северного Кавказа, Молдовы и Украины.
К слову, прибыль феодосийского прокурора от преподавания или творческой самореализации оказалась не ахти какая — чуть более полутора тысяч гривен. Остальной доход составила исключительно официальная заработная плата, которая, кстати, оказалась одной из самых высоких среди работников региональных подразделений прокуратуры по всему Крыму.
Самый высокооплачиваемый
Впрочем, дороже всего налогоплательщикам автономии обходится один из самых молодых руководителей — евпаторийский городской прокурор Кирилл Вавренюк, который за год получил зарплату в 133,5 тысячи гривен. Правда, часть денег якобы уходит на аренду жилой площади, однако недоброжелатели утверждают, что он давно получил в служебное пользование четырехкомнатную квартиру от городской власти.
Не исключено, конечно, что такой опыт Вавренюк перенял у немецких правоохранителей, на стажировку к которым ездил не так давно. Оттуда, наверное, привез и любовь к немецкому автопрому — глава евпаторийской прокуратуры владеет вполне приличным внедорожником Volkswagen Touareg стоимостью около 300 тысяч гривен. А чтоб машину было куда ставить, совсем недавно евпаторийский прокурор получил землю под гараж в черте крымской столицы.
Самый предприимчивый
Чисто теоретически работники прокуратуры не должны заниматься бизнесом. На практике же они, похоже, только бизнесом и занимаются. Наибольших успехов на этом поприще добился сакский межрайонный прокурор Александр Маркин, который в графе «доход от отчуждения имущества» указал почти 400 тысяч гривен. В результате вместе с зарплатой за один год он заработал более полумиллиона гривен.
Отчуждение — это на нормальном языке «сделки по купле-продаже». У кого сакский межрайонный прокурор наотчуждал столько движимого и недвижимого имущества, неизвестно, зато, судя по декларации, своего имущества у правоохранителя накопилось немало — земельный участок у моря, купленный за четверть миллиона гривен, небольшой жилой дом и два легковых автомобиля.
В общем, откровенно говоря, Маркина понять можно — он ведь надзирает за законностью на самом протяженном участке крымского побережья. Ну как тут не удариться в операции по купле-продаже?!