Украина стала Украиностаном, где будущее государства зависит только от того, каким свое будущее видит один человек: Виктор Янукович. К украинцам отнеслись, как к быдлу, которое пастух имеет право гнать, куда хочет и как хочет. Но проблема власти заключается в том, что украинцы — не быдло.
И отсюда протесты, которые начались в четверг и продлятся, по крайней мере, до саммита в Вильнюсе.
Месяцами многим наблюдателям казалось, что Виктор Янукович действительно изменил взгляды, прийдя к выводу, что ему выгоднее подписание соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, чем флирт, а точнее — «итальянский брак» с Москвой. Как оказалось, мы ошибались. Когда летом дошло до конфликта между Украиной и Россией, а на украинской-российской границе стояли очереди грузовиков, Киев все еще решительно декларировал, что не намерен менять свой прозападный курс. Теперь все иллюзии исчезли.
Рабыня Юлия
Уже тогда было четко видно, что власть не хочет решения дела Юлии Тимошенко, которая стала условием подписания соглашения об ассоциации. Другое дело, что ошибкой Евросоюза была зависимость подписания такого важного документа от судьбы политического заключенного, которым, без сомнения, является Юлия Тимошенко. Власти использовали бывшего премьер-минстра в качестве дымовой завесы: она предпочитала, чтобы Брюссель громко говорил о судьбе Тимошенко, чем о других делах, которые в большей степени влияют на судьбы обычных граждан этой страны.
Конечно, проблема применения выборочного правосудия в Украине существует. Почему представители Евросоюза не объяснили украинцам, что оно касается не только политиков, но и обычных граждан? Почему не говорилось о том, что выборочное применение закона заключается также в том, что одни должны платить налоги, а другие могут этого не делать, что к одним представители контролирующих органов приходят ежедневно, а других обходят десятой дорогой?
Все это привело к тому, что украинцы стали воспринимать дело Юлии Тимошенко как очередную историю типа «Санта Барабары» или «Рабыни Изауры», где в следующей серии, помимо локальных героев (таких как Виктор Янукович или Арсений Яценюк), появляются богатые дяденьки из близкого или дальнего Запада (Александр Квасьневский и Пэт Кокс), которые заступаются за бедную девушку из провинции.
Власть выгодно использовала это дело, повторяя, что все должны быть равны перед законом, и придумала термин «выборочное помилование», который должен был быть равнозначен с «избирательным правосудием». Руководители государства тоже все чаще стали говорить об экономических потерях, которые должны появиться в результате подписания соглашения об ассоциации, и добиваться финансовой помощи от Запада.
Майдан — не пастбище
Разговоры об историческом выборе Украины превратились в банальные торги: кто предложит больше главе украинского государства. Виктор Янукович из президента страны, которым казался около года, снова стал главой ООО «Украина», который должен позаботиться о выгоде для собственной группы, а также о том, чтобы не потерять кресло главы после 2015 года. Государства Евросоюза разговаривают с властью в Киеве о ценностях, забывая, что для украинских партнеров единственная ценность, связанная с Брюсселем — это евро, лучшим доказательством чего стало решение о приостановлении подготовки к подписанию соглашения об ассоциации.
Виктору Януковичу нужны легкие деньги, разбазаривание которых спонсор не будет контролировать так скрупулезно, как это делает Брюссель. Гривны нужны для латания дыр в бюджете, выплаты зарплат работникам бюджетной сферы и государственных предприятий, а также пенсий. Это имеет огромное значение в предвыборный год, когда нынешнему главе государства нужен общественный порядок, а не манифестации. И, пожалуй, это легкие московские деньги спровоцировали решение Украины приостановить подготовку к подписанию соглашения об ассоциации. Принятое решение не является результатом долгой стратегической игры Виктора Януковича — оно возникает в результате умелых тактических движений.
В этой ситуации Украина стала Украиностаном, где будущее государства зависит только от того, каким свое будущее видит один человек: в данном случае Виктор Янукович. Конечно, Киеву все еще далеко до Беларуси, Узбекистана или Туркменистана.
При этом Виктор Янукович не видит необходимости объяснить изменение позиции. Когда правительство объявляло свое решение, президент был в Австрии — все шло по плану. После возвращения на Украину Янукович не выступил с обращением к народу: не видел причин, почему должен оправдываться, объяснять, почему весь последний год он говорил, как много пользы принесет соглашение об ассоциации и почему в последний момент он от нее отказался (обращение президента было обнародовано лишь вечером 25 ноября, через сутки после массовых протестов в Киеве). Украинцы были истрактованы, как быдло, которое пастух имеет право гнать, куда хочет и как хочет.
Проблема власти заключается в том, что украинцы не быдло — и отсюда протесты, которые начались в четверг, и продлятся, по крайней мере, до саммита в Вильнюсе. Украинцы в очередной раз показали свою силу в воскресенье, когда в Киеве на улицы вышли сто тысяч человек, которые кричали: «Украина — это Европа!». На демонстрации не было традиционных майданарбайтеров, которые с тупым выражением лица слушают выступления политиков, раздумывая, где пропьют заработанные 90 гривен. Зато были семьи с детьми.
«Козлы, которые мешают жить» (как Виктор Янукович во время кампании 2004 года называл протестующих) вновь вышли на улицы. Люди тем временем говорят: «Мы не быдло, не козлы» (как 9 лет назад мы слышали во время оранжевой революции). Из моих разговоров с участниками демонстрации следует, что они не настроены на мгновенный результат, хотя мысленно рассчитывают на то, что Виктор Янукович изменит свое решение. Протесты — это, в основном, прилюдия к выборам 2015 года.
Виктор без колебаний
Теперь давайте рассмотрим перспективу европейских столиц, в том числе и Варшавы.
Трудно вести международную политику, когда разговор с партнером происходит на двух разных уровнях. В случае Украины Брюссель, чтобы довести до подписания соглашения об ассоциации, мог «изменить уровень» (чтобы не сказать: опустить) и начать говорить только о деньгах. Наконец, Евросоюз осознавал, что говорит не с украинскими патриотами, а с группкой бизнесменов и одним политиком, которому просто нужны деньги на выборы. Такие ценности как демократизация или независимость судов должны быть только бонусом к контракту, которым является соглашение об ассоциации — причем бонусом не для власти в Киеве, а для руководства ЕС. Но Брюссель выбрал другой выход — постоянно говорил о ценностях и был неуступчив. Результат уже известен — Киев приостановил подготовку к подписанию соглашения об ассоциации.
Что нас ожидает в ближайшее время? Виктор Янукович сделает ставку на сотрудничество с Москвой, но, видимо, не поддастся российскому диктату, и мечта Владимира Путина о присоединении Украины к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстану не осуществится. К этому не готов как нынешний украинский президент, так и его коллеги в наблюдательном совете ООО «Украина». Более правдоподобный сценарий — тот, в котором произойдет замена на посту премьера: Николая Азарова заменит хороший друг Владимира Путина Виктор Медведчук (Медведчук, проводя антиевропейские кампании под эгидой своей организации «Украинский выбор», открыто действует в интересах России). Если не дойдет до изменений в правительстве, будем иметь дело с бесконечными, бессмысленными разговорами о сотрудничестве Киева с Москвой.
Виктора Януковича будут тепло принимать в московском высшем свете, но ему точно не будет доступа на европейские светские мероприятия. В Брюсселе и других столицах ЕС не нужен политик, который в последний момент меняет мнение и торгуется за свое будущее, забывая, что кроме него и нескольких человек, которые с ним связаны, в Украине живет еще 46 миллионов граждан.
Но такой президент также не нужен и России, которой тоже надоел заносчивый Янукович — президент, который еще недавно шел на Запад, а теперь дает присягу на верность Москве. Принимая все это во внимание, можем надеяться, что в начинающейся избирательной кампании Россия поставит не только на Виктора Януковича, но и еще на одного кандидата. Этим кандидатом, пожалуй, будет тот же человек, на которого также поставит Запад, то есть Виталий Кличко. Как Москва, так и Брюссель рассчитывают на то, что им удастся перетянуть его на свою сторону. В Киеве об оппозиционере и бывшем боксере говорят, что он напоминает бутылку: что в него вольешь, то потом и выльешь.
Но существует еще один возможный сценарий: нынешние протесты сторонников евроинтеграции могут быть на руку Виктору Януковичу. Во-первых, они могут привести к тому, что Брюссель согласится на подписание соглашения об ассоциации, причем на условиях украинского президента, то есть с Юлией Тимошенко в тюрьме. Во-вторых, Евросоюз может предложить Украине финансовую помощь. В такой ситуация власть в Киеве может изменить свое решение и все же подписать соглашение. Тогда Виктор Янукович вышел бы из этой ситуации победителем и … демократом, который послушал собственный народ. Более того, такой сценарий выбивает оружие из рук оппозиции — противники Януковича в кампании перед выборами 2015 года уже бы не могли делать простое противопоставление между прозападной оппозицией и антиевропейским президентом. Но если Янукович не подпишет соглашение, то сможет сказать в Москве, что не поддался, несмотря на стотысячное давление улицы.
По материалам: Петр Погожельски,опубликовано в изданиях Nowa Europa Wschodnia / Главком, перевод «Аргумент»