В Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове выступил обвиняемый Россией в терроризме и создании в Крыму ячейки»Правого сектора» украинский режиссер Олег Сенцов.
Об этом пишет «Украинская правда» передает 24Daily.net.
В начел выступления он заявил, что не считает этот суд легитимным.
«Я гражданин Украины, который был незаконно захвачен сотрудниками ваших спецслужб», — сказал Сенцов.
Он также рассказал, что принимал участие в событиях на Майдане в Киеве, а после оккупции Россией Крыма вернулся туда.
«Я был на Майдане, и это главный поступок в моей жизни. Мы выступали против преступника-президента», — сказал он.
Сенцов заявил, что занимался в Крыму волонтерской деятельностью.
«После того, как ваша страна начала оккупировать мою Родину, мы продолжили волонтёрскую работу. Но я никогда не призывал к насилию. Я занимался помощью журналистам, которые освещали события в Крыму, помогал переводчиками, организовывал брифинги», — сказал Сенцов.
Он сообщил суду, что из всех выступавших в суде по этому делу знаком только с Геннадием Афанасьевым и с Александром Кольченко, но знал его раньше по позывному Тундра, а его фамилию узнал только в суде.
«Я знаю только Гену Афанасьева и Сашу Кольченко. Остальных не знаю. Я понимаю, что мои пояснения не повлияют на приговор», — сказал режиссер.
Он подчеркнул, что они поддерживали заблокированные российским спецназом украинские военные части.
«Я занимался поиском похищенных украинских активистов. Некоторых мы не нашли, вряд ли они уже живы», — сказал Сенцов.
Он сообщил, что 9 мая ему позвонил Кольченко, сказал, что арестовали Афанасьев. Уже потом «позвонил Афанасьев, говорил голосом приговорённого к смерти».
«Афанасьев пытался назначить мне встречу. Я всё понял, отключил телефон, но стал наводить справки об Афанасьеве», — заявил Сенцов.
10 мая его похитили у дома, с мешком на голове привезли в здание бывшего СБУ.
Сенцов рассказал:
«Меня кинули в микроавтобус, с мешком на голове привезли в здание бывшего СБУ на Ивано Франко. Начался очень жесткий допрос, меня спрашивали, кого я знаю из активистов, кто собирался взрывать памятники. Меня начали избивать ногами, руками, дубинками, лежа и сидя. Когда я отказывался говорить, начали применять удушение. Меня душили пакетами. Душили 4 раза.
Я много раз видел это в кино, и не понимал, как люди на этом ломаются. Но это очень страшно, ваша честь. Они угрожали изнасиловать меня дубинкой, вывезти в лес и там закопать. Часа через четыре они утомились, и повезли меня на обыск. Только там я узнал, что это — сотрудники ФСБ. Они там ожидали увидеть террористов и оружие, а нашли только моего ребенка — он присутствовал при обыске, о чем в протоколе не говорится. Найденные деньги — это деньги моей кинокомпании для съемок фильма «Носорог».
По словам Сенцова, российские спецслужбы предложили ему дать показания против руководства Майдана.
«Мне предложили дать показания на руководство Майдана и получить 7 лет, либо стать руководителем и получить 20″, — сказал он.
«Через 3 дня уже нашли оружие, потому что какая террористическая группа без оружия…
Через полгода ФСБ удивительным образом обнаружила на моём ноуте 2 файла об изготовлении взрывчатых веществ», — сказал он.
«Сказал всё, что хотел, дальше в этом концерте участвовать не буду. Делайте, что хотите, я буду тихонечко сидеть, на вопросы не отвечу», — заявил Сенцов.
***
Как сообщалось, в пятницу, 31 июля, один из ключевых свидетелей обвинения в деле Сенцова-Кольченко Геннадий Афанасьев отказался давать показания против них и заявил, что ранее свидетельствовал под давление, оговорив Сенцова.
По версии российского следствия, Сенцов создал в Крыму террористическую организацию, которая была структурным подразделением запрещенного в РФ «Правого сектора», с целью выхода полуострова из состава России. Сенцов все опровергает.
Кроме него в этом деле были арестованы Александр Кольченко, а также Геннадий Афанасьев и Алексей Чирний. Последние пошли на сделку со следствием и уже получили приговоры — по 7 лет лишения свободы. По условиям сделки со следствием, они должны давать показания в суде против Сенцова и Кольченко.